Содержание статьи
    Также по теме

    КЕДРОВ, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

    КЕДРОВ, МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1893/1894–1972), русский актер, режиссер. Родился 21 декабря 1893 (2 января 1894) в Москве в семье священника. С 1908 по 1914 учился в Московской духовной семинарии, затем в Московском институте народного хозяйства. В 1920 поступил к В.Лужскому в Студию им. А.С.Грибоедова. Впервые выступил в спектакле Сон в летнюю в ночь Шекспира в роли Фисби. Следующей работой в студии был Жеронт в Проделках Скапена Мольера. В 1922 поступил в школу 2-й Студии (руководители Н.Подгорный, Н.Массалитинов, Н.Александров), играл характерные роли. В 1924–1925, при слиянии 2-й Студии с МХАТ, ученик школы Художественного театра. В 1924 зачислен в труппу МХАТ. Играл Федюка Старкова в Царе Федоре Иоанновиче, Хрола в Пугачевщине, Татарина в На дне, сторожа Максима в Днях Турбиных и другие роли. В памяти нескольких поколений Кедров остался как талантливый продолжатель дела К.С.Станиславского. Из огромного числа учеников только его Станиславский привлек к руководству Оперно-драматической студией, ему поручил возглавить работу над Тартюфом с группой актеров МХАТ по методу «физических действий». «О Кедрове я высокого мнения, он подлинный художник и твердый человек», – писал Станиславский. Станиславский высоко оценил работу Кедрова в роли китайца Синь Бину в спектакле Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова. Кедров возглавил театр в сложный всего искусства страны период – с 1946 по 1949, в 1960–1969 был председателем художественной коллегии театра. С 1963 – член президиума художественного совета при Министерстве культуры СССР.

    Кедров был режиссером спектакля Плоды просвещения – говорившем о взлете театра, и был автором постановки Зеленая улица, олицетворявшей его падение. Кедров бережно хранил старый репертуар. Лучшие его роли: Манилов (Мертвые души), Каренин (Анна Каренина), Тартюф (Тартюф) и др.

    О.Н.Ефремов, его ученик, вспоминал, как Кедров ушел со второго акта Чудотворной Тендрякова со словами: «Олег, тебя посадят, посадят!» Он приходил на спектакли молодого «Современника» тихо, чтобы его не заметили мхатовцы. Многие во МХАТе его ненавидели, считали убийцей театра. От имени МХАТа под председательством Е.А.Фурцевой он вместе с другими стариками-мхатовцами участвовал в «Суде Линча» над спектаклем Три сестры А.В.Эфроса в театре на Малой Бронной (14 мая 1968). С другой стороны, Ю.П.Любимов писал, что лекции Кедрова были единственным живым словом о современном театре и искусстве актера в 1960-е годы. С 1960 он руководил творческой лабораторией при Всесоюзном театральном обществе.

    Кедров был членом Комитета по Сталинским (позднее Ленинским) премиям при Совете министров СССР с 1947 по 1963. В 1943 получил звание народного артиста РСФСР, а в 1947 – звание народного артиста СССР. Четыре раза становился лауреатом Государственной премии СССР, награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В 1968 поставил свой последний спектакль Дым отечества К.Симонова.

    Умер Кедров в Москве 22 марта 1972.

          МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ КЕДРОВ В РОЛИ МАНИЛОВА МЁРТВЫЕ ДУШИ ПО Н. В. ГОГОЛЮ

    Литература