Содержание статьи
    Также по теме

    КЕЙН, МАЙКЛ

    КЕЙН, МАЙКЛ (Caine, Michael) (р. 1933), британский актер театра и кино. Настоящее имя – Морис Джозеф Миклуайт. Родился 14 марта 1933 в Лондоне, отец – грузчик рыбного рынка, мать – уборщица. Рано бросил школу и, сменив несколько профессий, пошел по контракту служить в армию, в британский экспедиционный корпус в Корее. После военной службы работал помощником администратора в одной из театральных трупп графства Суссекс. С 1955, окончив вечерние актерские курсы, выступал на сцене провинциальных театров, с 1957 снимался в телепостановках, где сыграл более 100 ролей. Тогда же взял псевдоним «Майкл Кейн», заимствованный из названия фильма Мятеж Кейна (1954). На лондонской сцене появился в 1959 в спектакле Длинный, короткий и высокий в роли чудаковатого солдата-кокни (до него эту роль играл П.О'Тул). Экранный дебют Кейна состоялся ранее, в 1956, когда он также сыграл роль солдата в фильме Гора в Корее (A Hill in Korea, реж. Д.Эймс).

    В 1964 на смену чудаковатому рядовому-кокни пришел офицер, щеголь и аристократ из фильма Зулус (Zulu), а год спустя Кейн вывел на экран одного из «патентованных» экранных шпионов – Гарри Палмера (Дело «Ипкресс»The Ipcress File, 1965), чья биография была продолжена в фильмах 1960-х и 1990-х годов. В 1966 зритель с сочувственной улыбкой наблюдал за амурными похождениями Элфи – голубоглазого блондина с насмешливо-дерзким взглядом, главного героя одноименного фильма Л.Гилберта.

    Успех Элфи и двух новых фильмов о Гарри Палмере (Похороны в БерлинеFuneral in Berlin, 1966); Мозг ценой миллиард долларовBillion Dollar Brain, 1967) показал, что Кейн может серьезно претендовать на работу в Голливуде. Вскоре основательность этих претензий была подтверждена детективом Сыщик (Sleuth, 1972, реж. Д.Манкевич) и приключенческой лентой Человек, который мог бы быть королемThe Man Who Would Be King, 1975), где Кейн не остался в тени своих более именитых партнеров, Л.Оливье и Ш.Коннери. В Романтической англичанке (The Romantic Englishwoman, 1975) Д.Лоузи он психологически-тонко и иронично представил респектабельного писателя, вовлеченного в любовную интригу, в Калифорнийском отеле (California Suite, 1978) блеснул в ряде бессловесных комических эпизодов. Одновременно актер снялся в десятке второсортных жанровых лент (Добыть КартераGet Carter, 1970; Черная мельницаThe Black Windmill, 1974; Гарри и Уолтер следуют в Нью-ЙоркHarry and Walter Go to New York, 1976; РойThe Swarm, 1978), которые если и не дезавуировали его профессиональную репутацию, то однозначно не остались в истории мирового кино.

    В 1980-е годы Кейн разделил успех таких хитов десятилетия, как Одетый для убийства (Dressed to Kill, 1980) Б.Де Пальмы и Ханна и ее сестры (Hannah and Her Sisters, 1986) В.Аллена (в первом случае он убедительно передал контраст между респектабельной внешностью и демонической натурой маньяка-убийцы, во втором предстал в роли инертного флегматика-архитектора, воспылавшего страстью к свояченице). За роль в фильме Аллена Кейн получил премию «Оскар». Не менее высоко (приз Британской киноакадемии и «Золотой глобус») был оценен образ стареющего интеллектуала-профессора, обновившего свое восприятие жизни, влюбившись в молоденькую разбитную студентку (Обучение РитыEducating Rita, 1983). К лучшим образцам пародийной комедии можно отнести Отпетых мошенников (The Dirty Wrotten Scoundrels, 1988), где Кейн играет в дуэте со Стивом Мартином, и особенно фильм Без единой улики (Without a Clue, 1988), в котором вечно подвыпивший, бездарный и неврастеничный Шерлок Холмс (Кейн) служит «ширмой» для реального детектива – доктора Ватсона (Бен Кингсли). Вместе с тем фамилия Кейна значилась в титрах такого явного кинематографического «шлака», как Рука (The Hand, 1981), Во всем виновато Рио (Blame It on Rio, 1984), Вода (Water, 1985), Челюсти: месть (Jaws: the Revenge, 1987).

    В начале 1990-х годов Кейн снискал немало комплиментов за роли в черной комедии Удар по системе (A Shock to the System, 1990) и остросюжетных фильмах Убрать шумы (Noises Off, 1992) и На территории смерти (On Deadly Ground, 1994), но затем на некоторое время сосредоточился на бизнесе (он владелец семи ресторанов и частной кинокомпании) и семейных делах. С середины 1990-х годов Кейн вновь активно снимался, не возражая против возвращения на экран Гарри Палмера (Полночь в Санкт-ПетербургеMidnight in St.Petersburg, Пуля в ПекинBullet to Beijing, оба 1995), но отдавая предпочтение психологической драме. Особенно плодотворными для актера стали 1999–2000 годы, когда он сыграл заметные роли в таких незаурядных картинах, как Правила Сайдер-Хаус (The Cider House Rules, 1999, доктор Уилбер Ларч), Шайнер (Shiner, 2000, боксерский менеджер Билли Шайнер).

    Первой женой Кейна была актриса Патриция Хейнс, затем (в 1973) он женился на бывшей «мисс Гайане» Шакире Бакши. Имеет двух дочерей – от первого и второго браков. В 2000 был возведен в рыцарское достоинство.

    Другие фильмы с его участием: Как убить богатого дядюшку (How to Murder a Rich Uncle, 1957); Двуглавый шпион (The Twoheaded Spy, 1958); Убежище в Каире (Foxhole in Cairo, 1960); День, когда загорелась земля (The Day the Earth Caught Fire, 1961); Правосудие в ненадежных руках (The Wrong Arm of the Law, 1962); Гамбит (Gambit, 1966); Семь раз женщина (Woman Times Seven, 1967); Грязная игра (Play Dirty), Маг (The Magus, 1968); Битва за Англию (Battle of Britain, 1969); Запоздалый герой (Too Late the Hero, 1970); Похищенный (Kidnapped, 1972); Разрушители (The Destructors, 1974); Заговор Уилби (The Wilby Conspiracy, 1975); Соглядатай (Peeper, 1976); Слишком далекий мост (A Bridge Too Far, 1977); Серебряные медведи (Silver Bears, 1978); После приключения «Посейдона» (Beyond the Poseidon Adventure, 1979); Остров (The Island, 1980); Победа (Victory, 1981); Смертельная ловушка (Deathtrap, 1982); Человек-головоломка (The Jigsaw Man, 1984); Сладостная свобода (Sweet Liberty); Мона Лиза (Mona Lisa, 1986); Четвертый протокол (The Fourth Protocol); Доносчик (The Whistle Blower, 1987); В яблочко (Bullseye, 1991); Голубой лед (Blue Ice, 1992); Кровь и вино (Blood and Wine, 1997); Бег тени (Shadow Run); Слабый голос (Little Voice, 1998); Должники (The Debtors, 1999); Звонок к поднятию занавеса (Curtain Call, 1999); Мисс Конгениальность (Miss Congeniality, 2000); Тихий американец (The Quiet American, 2002); Актеры (The Actors, 2003); Подержанные львы (Secondhand Lions, 2003), Ордер (The Statement, 2003); Свихнувшиеся (Around the Bend, 2004); Синоптик (The Weather Man, 2005); Колдунья (Bewitched, 2005); Дитя человеческое (Children of Men, 2006); Престиж (The Prestige, 2006).

     IGDA     МАЙКЛ КЕЙН

    Литература