Содержание статьи
    Также по теме

    КИТАНО, ТАКЕШИ

    КИТАНО, ТАКЕШИ (Kitano, Takeshi) (р. 1947), японский актер, режиссер, художник.

    Одна из выдающихся фигур в истории японского кинематографа, Такеши «Бит» Китано родился 18 января 1947 в Токио. Начинал учиться на инженера. Легенда гласит, что когда он работал на подсобках в ночном клубе, то удачно заменил на сцене заболевшего шоумена, с чего и началась его карьера артиста. Вместе с другом основал ставший в конце 1970-х популярным на японском телевидении комический дуэт «Два Бита» (отсюда его прозвище «Бит»). В 1980 он стал одним из самых знаменитых комиков японского телеэкрана. В 1983 снялся в роли сержанта в военной драме Нагиса Осима Счастливого Рождества, мистер Лоуренс.

    Вряд ли можно было предположить, что популярный комик решит стать режиссером и снимать жестокие психологические драмы. В 1989 он поставил и снялся в главной роли в мрачном и кровавом Жестоком полицейском. В фильме было много черного юмора, и в дальнейшем черный юмор присутствовал в его творчестве. Излишним натурализмом и депрессивностью страдает его следующая работа Кипяток (1990). Тренера юношеской бейсбольной команды жестоко избивают якудза, и двое ее членов отправляются на Окинаву отомстить обидчикам. Сам Китано не побоялся сыграть гангстера Уехару, садиста и извращенца, ради своих целей примыкающего к мстителям и создал в результате один из самых отталкивающих характеров в мировом кино. Скорее всего, фильм – метафора пути человека в мире, основанном на насилии.

    Примерно о том же (почти каждый фильм Китано – это сразу несколько сложных тем и однозначно определить его жанровую и смысловую нагрузку невозможно), только гораздо более закончено и осмысленно повествует Сонатина (1993), с которой и началась мировая слава актера и режиссера. Содержание картины – это последние дни отдыхающего в перерыве между гангстерской войной на океанском берегу Окинавы якудза, сильного, неординарного, но обреченного гореть в аду за совершенные злодеяния человека. Безмятежный, залитый солнцем берег океана в перерыве между кровавой бойней – словно совершенно другая жизнь, которая когда-то давно ускользнула и никогда не вернется к герою(его сыграл Китано). В 1995 ставит комедию Снял кого-нибудь? и снимается в роли второго плана в провалившемся в прокате, но оказавшем влияние на развитие жанра киберпанк голливудском фильме Джонни Мнемоник. Спустя два года снимает свой шедевр – Фейерверк (Гран-При кинофестиваля в Венеции). Слово «Хана-Би» (фейерверк на японском языке) – производное от слов «пламя» и «цветок», двух противоположностей, только визуально похожих друг на друга. На сочетании двух противоположностей, красоты мира и царящей в нем жестокости, и строится фильм Фейерверк. На полицейского (Китано) несчастья обрушиваются одно за другим: в автокатастрофе гибнет маленькая дочь, от пули бандита становится паралитиком лучший друг, и медленно умирает от рака жена. Ограбив банк, полицейский берет жену и отправляется в последнее путешествие на курорт Фудзияму, чтобы перед ритуальным самоубийством обоих хотя бы на время очутиться в земном раю. Фильм очень жесток, и большинство жестокостей совершает именно главный герой, при этом вызывающий огромную симпатию. В такие условия его поставил мир вокруг, и он, не в силах подставить вторую щеку, вынужден отвечать на обрушившееся на него зло тем же. Китано практически без слов, основываясь на крупных планах (зачастую в черных очках) своего персонажа, создает глубокий и сложный образ мужественного человека, собирающегося с достоинством перейти в мир, который, возможно, не будет так жесток с ним и теми, кого он любит. Картины, которые рисует друг главного героя – паралитик, на самом деле написаны самим Китано.

    В 1999 Китано уходит от своего ставшего культовым образом творца сурового кино и снимает веселую комедию Кикуджиро о мальчике, которого по дороге к бабушке сопровождает друг его матери, великовозрастный балбес. Буйный, радостный, словно глоток свежего воздуха фильм совершенно не похож на следующую работу – экспортный вариант его молчаливого «крутого» героя Брат (2000), при всем таланте Такеши довольно стандартный боевик о возвышении и падении «крестного отца». В отличие от большинства своих фильмов, Китано не играет в Куклах (2002), красивейшей, состоящей из четырех новелл кинокартине о трагической любви, при всем своем великолепии не получившей призов на фестивалях и не очень удачно прошедшей в прокате. Следующий фильм Затойчи (2003) – вариация на тему историй о популярном персонаже японских средневековых легенд, слепом бродяге и мастере меча Затойчи. Смешав традиции самурайского жанра сэнгеки, комедию и даже мюзикл, Такеши (он же в главной роли) создает увлекательный и умный фильм, получивший приз за режиссуру на кинофестивале в Венеции и покоривший довольно внушительную мировую аудиторию. В 2004 он снялся в драме режиссера Йочи Саи Кровь и кости (о конфликте между представителями корейской общины и коренными японцами в послевоенной Осаке) в роли, которую некоторые критики называют лучшей. Фильмы, поставленные им, это образцы поэзии, только рассказанные на языке кино и представляющие собой внутренний мир невероятно талантливого человека.

    Сочинения: Takeshi Kitano, Casio Abe, Lawrence Chua. Beat Takeshi Vs. Takeshi Kitano. Muae Publishing/Kaya Press, 2004

    Takeshi Kitano, Alain Jouffroyю. Araki. Centre National de la Photographie, 2000.

    ФИЛЬМОГРАФИЯ (режиссерская)

    Жестокий полицейский (The Violent Cop, 1989); Кипяток (Boiling Point, 1990); Сцены у моря (Scenes at the Sea, 1991); Сонатина (Sonatine, 1993); Снял кого-нибудь? (Getting Any?, 1995); Ребята возвращаются (Kids Return, 1996); Фейерверк (Hana-Bi, 1997); Кикуджиро (Kikujiro, 1999); Брат (Brother, 2000); Куклы (Dolls, 2002); Затойчи (Zatoichi, 2003).

    Михаил Водопьянов