Содержание статьи

    КОМИЧЕСКАЯ СТАРУХА

    КОМИЧЕСКАЯ СТАРУХА – театральное амплуа, имеющее жесткие жанровые рамки.

    Актрис этого амплуа отличали, как правило, эксцентрика, гротеск, яркая характерность. В драматическом театре существование этого амплуа, с одной стороны, было несомненным благом: оно помогало продлить творческую жизнь стареющей характерной актрисы, в молодости – субретки, комической любовницы; давало возможность блеснуть талантом и в «возрастных» ролях. Однако, как и любое амплуа, возлагающее на актера определенную «маску», роли комических старух могли перекрыть исполнительнице доступ к ролям иного плана. При этом возникала парадоксальная и трагическая ситуация: чем ярче и талантливей актриса играла комических старух, тем менее вероятным становился для нее переход на другие роли. Именно так, трагически, сложилась кинематографическая судьба Ф.Раневской: ее ярчайшие комедийные роли в фильмах Подкидыш, Свадьба, Весна, Золушка и т.п. закрыли перед великой русской актрисой возможность реализовать в кинематографе трагические стороны своего дарования, о масштабе которого сегодня можно судить лишь по телевизионной версии спектакля театра Моссовета Дальше – тишина…(постановка А.Эфроса).

    А вот в оперетте, более «схематичном» театральном жанре, роли комических старух предоставляют актрисам огромные возможности. Так, именно благодаря исполнению ролей этого амплуа, легендой стало имя актрисы Ленинградского театра Музыкальной Комедии Г.Богдановой-Чесноковой. Искрометная комедийность, буффонада, каскад трюков и великолепных непременных танцевальных номеров вызывали горячую зрительскую любовь. Г.Богданова-Чеснокова сыграла целую галерею блистательных комических старух в десятках оперетт – как в театре, так и в кинематографе, причем о ее эпизодах порой писали больше, чем обо всем спектакле или фильме. Каждая из старух Богдановой-Чесноковой была ярко индивидуальной и запоминалась надолго.Сегодня, с фактическим уничтожением жестких рамок амплуа, «комических старух» – наряду с драматическими и трагическими ролями – играют талантливые разноплановые актрисы. Достаточно вспомнить фильмы Любовь и голуби (Н.Тенякова), Небеса обетованные (Л.Ахеджакова, О.Волкова), Луной был полон сад (З.Шарко) и др.

    Татьяна Шабалина

    Литература Аксенов И.А., Бебутов В.М. Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922
    Капков С. Короли комедии. М., 2003
    Щеглов А. Фаина Раневская. Вся жизнь. М., 2003