Содержание статьи

КОРМАН, РОДЖЕР

КОРМАН, РОДЖЕР (Corman, Roger) (р. 1926), кинорежиссер, продюсер, сценарист. Основатель независимого жанрового кинематографа США.

Родился 5 апреля 1926 в Детройте, штат Мичиган, США. В конце 1940-х работал посыльным на киностудии «Двадцатый век Фокс», дослужившись затем до должности координатора сценариев. В 1953 пробует себя как кинопродюсер.

К тому времени в Голливуде сложилась следующая ситуация. Существовал ряд крупных киностудий, снимавших: А) крупнобюджетные кинокартины с участием ведущих кинозвезд, способные заманить в кинотеатры подпавшего под влияние молодого телевидения зрителя. Б) Фильмы относительно малобюджетные, в основном драмы и комедии. Все киноленты создавались в условиях тщательного контроля студийных чиновников по разработанному шаблону, который, установившись с конца 1930-х, по сути не менялся. Кроме того, освещение социальных проблем общества находилось под негласным запретом – в разгаре была т.н. «охота на ведьм». Голливуд, конечно, и был всегда «страной грез», но к 1953 грезы стали слишком (разумеется, в то время был ряд настоящих кинокартин, таких, как Трамвай «Желание», В самый полдень, Поющие под дождем, но не так много, как в другие периоды голливудской истории) отдаляться от действительности, в которой существовали зрители. Кассовые сборы фильмов начали падать. Зритель переставал верить в голливудские сказки.

Все это послужило почвой для появления фильмов категории «Б», пик популярности которых пришелся на 1950-е, и отцом которых по праву считается Роджер Корман. В 1953 он продюсирует фильм Сети зла на автостраде. Фильм – о ветеране Корейской войны, которого где-то в глубинке Штатов несправедливо обвиняют в убийстве проститутки. Местная полиция начинает за ним охоту. Он – любопытный герой для времени «охоты на ведьм», когда людей обвиняли сотнями. Социальный подтекст плюс увлекательность сюжета – и снятый за неделю и за несколько тысяч долларов фильм окупился в десятки раз. Глобальные сети кинотеатров не брали продукцию Кормана, его картины шли в маленьких зальчиках по всей стране (ситуация изменилась только через несколько лет).

В 1955 он снимает свой первый фильм как режиссер – вестерн Пять стволов Запада. Следующие режиссерские и продюсерские работы выполнены в т.н. «низших» жанрах, которыми в то время брезговал Голливуд – фантастика и ужасы. Поскольку особых технологий спецэффектов тогда не существовало и у крупных студий, то на свои 30–50 тыс. долл. на фильм Корману приходилось использовать всю свою фантазию. Идеальный пример – Чудовище с тысячью глаз (1956, Корман – продюсер). После основных съемок на самого монстра денег не осталось. И продюсер придумал выход. В обыкновенном чайнике продолбили несколько дырок, пустили из них пар и отсняли пленку. Получилось чудовище с тысячью глаз. С каждым годом картины Кормана приносили все большую прибыль. Это позволило ему в 1960 приступить к постановке дорогостоящей (500 тыс. долл.) кинокартины по рассказу Эдгара Аллана По Падение дома Ашеров. Фильм снимали на широкоформатную цветную пленку в течение четырех недель, что для обычно укладывающегося в неделю Кормана было необычно. И в настоящее время Падение дома Ашеров производит сильное впечатление. Готическая атмосфера По точно воссоздана благодаря роскошным декорациям замка и изысканному использованию цвета, не уступающему лучшим образцам большого Голливуда того времени. В центре фильма – отличная актерская работа Винсента Прайса, «короля ужасов», переигравшего в десятках кинолент этого жанра, но своего идеального режиссера нашедшего в лице Кормана. Прайс создает трагический образ порядочного и умного человека, ставшего нелепой жертвой своих страхов и комплексов. Образ, который как и сам фильм, не просто использует сюжетную канву По, но передает суть произведения писателя. Падение дома Ашеров впервые для кормановского фильма идет в широком прокате наряду с голливудскими блокбастерами и входит в число самых кассовых кинокартин года. В том же 1960 снимает культовую «черную» комедию Маленький магазинчик ужасов, о цветке, питающемся человеческой плотью. Корман ставит рекорд съемок – Магазинчик снят всего за два дня и ночь. Успех опять превосходит все ожидания.

В течение следующих четырех лет снимает еще семь фильмов по рассказам По. Это Колодец и маятник, Похороненные заживо, Истории ужаса, Ворон, Заколдованный замок, Маска Красной смерти и Гробница Лигейи. Все они в той или иной степени чрезвычайно удачны в художественном плане. Он вольно обращается с сюжетами первоисточников (от Колодца и маятника, например, осталось только пара минут в финале фильма), но ощущение романтической грусти, тоски, присущее По сохраняет полностью. Во всех кинокартинах, кроме Похороненных заживо, играет Винсент Прайс. Пика создания барочного, доведенного до эстетизма готического кинопространства Корман достигает в Маске Красной смерти, невероятно красивом и завораживающем рассказе о кровожадном бароне и лично навестившей его старухе с косой.