Содержание статьи

    КОРШ, ФЕДОР АДАМОВИЧ

    КОРШ, ФЕДОР АДАМОВИЧ (1852–1923), русский театральный деятель, антрепренер, переводчик.

    Родился 10 (22) апреля 1852 на Кавказе в семье старшего врача при штабе грузинского гренадерского полка. Блестяще окончив гимназический курс Лазаревского института восточных языков, в качестве кавказского стипендианта поступил на юридический факультет МГУ, с отличием окончив его в 1872. Сценой увлекся со школьной скамьи, принимал участие в любительских спектаклях, приобщился к литературе, стал членом Общества драматических писателей. Вел судебную практику, работая сначала помощником, затем присяжным поверенным, приобрел видное положение в среде московской адвокатуры. Женившись на дочери ростовщика, получил приличное состояние и арендовал у Пушкинского театра А.А.Бренко часть помещения (гардероб). Близко наблюдая за театральным процессом, заинтересовался театром. Корш понимал ценность талантливого артистического коллектива и видел хозяйственные промахи театра. Когда театр оказался на грани закрытия, Корш, наделенный неутомимой энергией и огромной силой воли, решил создать свой театр. Не обладая ни крупными средствами, ни кредитом, предложил труппе организовать дело на паях.

    В 1881 была отменена монополия императорских театров, что развязало Коршу руки. «В этом новом деле мы все были заинтересованы кровно и смотрели на него как на продолжение так внезапно прерванной линии бывшего Пушкинского театра, который всем нам был своим близким, родным», – вспоминала актриса А.Я.Глама-Мещерская. «Корш был настоящим коммерсантом и выжимал из театра все соки, – писала о нем П.Вульф. – Как человек неглупый, понимающий свою выгоду, он привлек к театру лучших актеров из провинции и не скаредничал...». Корш понимал, что для успеха театра нужно не только хорошее помещение, но и «приманка» для привлечения «иного качества публики на потребу кассовых интересов». Он решил сохранить коллектив и изменить характер художественного направления театра, начав дело с организационно-экономических основ.

    Русский драматический театр – Театр Корша открылся 30 августа 1882 и был одним из самых популярных до основания МХТ в 1898. Театр сыграл значительную роль в культурной жизни Москвы. Корш занимался администрированием и хозяйственными делами, единолично решал репертуарный вопрос и комплектовал труппу.

    На рубеже века возникли другие театры, и если бы не умение Корша быть гибким и компромиссным в театральной политике, то в условиях конкуренции его театр не смог бы успешно работать на протяжении долгого времени. Корш по-прежнему выдавал премьеры по пятницам. Каждый сезон чуть не все актеры награждались бенефисами. «Коршевская небрежность, – писали о нем, – была всегда талантлива, потому что играть с трех-четырех репетиций и достигать хотя бы внешних контуров доступно лишь талантливым». Актер Н.М.Радин отмечал, что театральная жизнь провинции, «требовавшая при количественно ограниченном зрителе быстрой смены репертуара и молодого гибкого актера, строилась главным образом по путеводной звезде коршевского театра и в составлении труппы».

    В 1917 здоровье Корша расстроилось. Он ушел из театра, продав его М.М.Шлуглейту. Сам Корш уехал на Кавказ, где его застала гражданская война. От предложений белого командования уехать в эмиграцию он отказался и вернулся в Москву. Поселился в Голицыне под Москвой, занимался переводом П.Ж.Беранже, писал мемуары. Из-за болезни не смог придти на 40-летие своего театра.

    Корш был антрепренером до 1917 – в истории русского театра это, пожалуй, единственный пример столь длительной антрепризы.

    Умер Корш в Голицыне 28 октября 1923.

          ФЕДОР АДАМОВИЧ КОРШ
    Литература Юрьев Ю. Записки. Л. – М., 1941
    Смирнова Н.А. Воспоминания. М., 1947
    Вульф П. В старом и новом театре. Воспоминания. М., 1962
    Павлова Т. «Дывыдовские сезоны» у Корша. – В кн.: Вопросы театра. М., 1972
    Дубнова Е. Частные театры Москвы и Петербурга. – В кн.: Русская Художественная культура в конце IX – нач. ХХ в. (1908–1917), кн. 3: Зрелища и искусства. Музыка. М., 1977
    История русского драматического театра, тт. 6, 7. М., 1982, 1987
    Витензон Р. Анна Бренко. Л., 1985
    Шестакова Н.А. Проезд Художественного театра, 3. М., 1989
    Павлова Т. Антреприза Федора Корша. – Московский наблюдатель, 1992, № 7–8