Содержание статьи

    КОЗИНЦЕВ, ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

    КОЗИНЦЕВ, ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1905–1973), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964). Родился 9 (22) марта 1905 в Киеве. В 1919–1920 учился в школе живописи А.Экстер в Киеве. В 1920 приехал в Петроград, где учился в Высших художественных мастерских Академии художеств. В 1921 совместно с Л.Траубергом, С.Юткевичем и Г.Крыжицким организовал «Фабрику эксцентрического актера» (ФЭКС), сначала как театральный, а затем как кинематографический коллектив. Эстетическая программа ФЭКС ориентировалась на опыт раннего советского авангардизма (В.Маяковский, Вс.Мейерхольд) и была выражена в манифесте «Эксцентризм» (1922). В 1924 Козинцев пришел на «Севзапкино» (будущий «Ленфильм»), где как режиссер дебютировал в содружестве с Траубергом эксцентрической комедией Похождения Октябрины. В стилистике первых фильмов Козинцева и Трауберга (Мишки против Юденича, Чертово колесо) переплелись характерные элементы агитационно-пропагандистского плаката, американской эксцентрической комедии и цирковой буффонады.

    В фильмах второй половины 1920-х годов основой для формальных экспериментов и идеологической модернизации стали сюжеты классической литературы (Шинель, по Н.В.Гоголю) и эпизоды мировой истории (СВД – восстание декабристов, Новый Вавилон – Парижская Коммуна), причем в первых двух немалое значение сыграли сценарии Ю.Тынянова.

    Героиней первого звукового фильма Козинцева (Одна) стала молодая сельская учительница, направленная в годы коллективизации в глухое сибирское село. Дальнейший поиск героя, сочетающего в себе демократически-простонародное обаяние и приверженность новой идеологии, увенчался безусловным успехом в трилогии о Максиме (Юность Максима, Возвращение Максима, Выборгская сторона, Государственная премия, 1941). Парень с рабочей окраины, ставший большевистским вожаком (актер Б.Чирков), надолго сохранил симпатии массового зрителя в СССР.

    Совместно с Траубергом Козинцев работал до 1945 (их последний фильм – мелодрама о военном времени Простые люди, выпущенная на экран лишь в 1956). Его индивидуальная стезя в режиссуре началась в годы послевоенного «малокартинья» биографическими фильмами Пирогов (Государственная премия, 1948) и Белинский», после чего он куда более полно смог проявить свою творческую индивидуальность в экранизации романа Сервантеса Дон Кихот. Опыт экранизации был продолжен в 1960-е годы. Киноверсия Гамлета (Специальная премия жюри Международного кинофестиваля в Венеции, 1964; Ленинская премия, 1965) с И.Смоктуновским в заглавной роли не только стала крупным вкладом в мировое кинематографическое осмысление Шекспира, но и поставила персонаж классической трагедии в один ряд с современными героями лучших советских «оттепельных» фильмов 1950–1960-х годов. В своей следующей экранизации Шекспира (Король Лир, приз МКФ в Тегеране, МКФ в Чикаго, 1972) Козинцев, как и в Гамлете, продемонстрировал «суровую экспрессивность» стиля (черно-белое изображение, мощная актерская энергетика, впечатляющая музыка Д.Шостаковича), но социальная значимость и зрительский успех картины были заметно ниже.

    Козинцев плодотворно занимался педагогической деятельностью (в Ленинградском институте сценических искусств, 1926–1932, во ВГИКе, 1941–1964), в 1965–1971 руководил мастерской на «Ленфильме». Написал ряд исследований о Шекспире, С.М.Эйзенштейне, Ч.Чаплине, Вс.Мейерхольде.

    Умер Козинцев в Ленинграде 11 мая 1973.

          ГРИГОРИЙ КОЗИНЦЕВ
    Литература Добин Е. Гамлет – фильм Козинцева. М. – Л., 1967
    Козинцев Г. Собрание сочинений, тт. 1–5. М. – Л., 1983–1988
    Козинцев Г. Из забытых тетрадей разных лет. – Искусство кино, 1992, № 8
    Зоркая Н. Шекспир в жизни Григория Козинцева. – Киноведческие записки, 1995, № 27