Содержание статьи

    КРАМЕР, СТЕНЛИ

    КРАМЕР, СТЕНЛИ (Kramer, Stanley) (1913–2001), кинорежиссер, кинопродюсер (США).

    Родился 29 сентября 1913 в Бруклине, Нью-Йорк. В 1947 вместе с Карлом Форманом и Гербертом Бейкером основывает продюсерскую компанию. Первый успех – драма о боксере Чемпион (1949), сделанный в жесткой реалистичной манере. Фильм принес сыгравшему главную роль Керку Дугласу номинацию на премию «Оскар». Настоящий шок в Голливуде вызвала спродюсированная Крамером кинокартина Дом храбрецов (1949), рассказывающая о расизме в армии США. Первое в истории американского кино обращение к теме расовой несправедливости по отношению к афро-американцам вызвало настоящую бурю противоречивых отзывов общественности. И привлекло к продюсеру пристальное внимание Комитета по расследованию антиамериканской деятельности во главе с сенатором Джозефом Маккарти. Несмотря на то, что Крамер отказался дать показания комиссии, участь многих осужденных и отлученных от работы кинематографистов его миновала. После первых же работ Крамера становится видна его ярко выраженная социально-критическая позиция. Он выбирает бескомпромиссные, честные проекты, не боясь критиковать изъяны общества. Вершиной его продюсерской деятельности становится вестерн В самый полдень (1952). Поставленный режиссером, немецким эмигрантом, Фредом Циннеманом фильм рассказывает о шерифе маленького городка, к которому в течение нескольких часов должен нагрянуть поклявшийся убить его бандит. От шерифа отворачивается почти весь город. Надо было быть слепым, чтобы не разглядеть в трусливых горожанах метафору Америки, позорно сносившей все бредовые перипетии «охоты на ведьм». Метафоры печально известных слушаний (транслировавшихся по телевидению), когда вызванные на них люди предавали своих друзей. Академия Киноискусства побоялась наградить В самый полдень статуэткой за лучший фильм года (в этом случае она бы ушла к Крамеру как продюсеру), но вручила этой выдающейся кинокартине четыре «Оскара», в том числе легендарному актеру Гарри Куперу за главную мужскую роль.

    В 1955 Крамер дебютирует в режиссуре фильмом Не как чужой. Но слава к нему как к постановщику приходит с кинокартиной Скованные одной цепью (1958). В центре сюжета – двое беглецов из исправительной колонии, чьи ноги соединены железной цепью. Один – белый (Тони Кертис), другой – черный (Сидней Пуатье). Казалось бы, между ними непреодолимый барьер, порожденный десятилетиями расовой ненависти. И, удивительно, в результате оба они приходят к пониманию, ощущению человека рядом как брата, к самопожертвованию. Скованные одной цепью – не просто антирасистский фильм, это манифест свободной воли, направленный против бессмысленной ненависти человека к человеку, чем бы она не была вызвана. Кинокартина, умело поставленная Крамером как внешне захватывающий образец остросюжетного кино, выдвигалась на «Оскар» в номинациях лучший фильм года, режиссура, главные мужские роли (оба Пуатье и Кертис) и была удостоена статуэтки за операторскую работу.

    Следующая работа Крамера – На берегу, предостережение человечеству, находившемуся тогда, в 1959, в момент все более и более разворачивающейся гонки вооружений, под реальной угрозой ядерной войны. Действие фильма разворачивается после Третьей мировой войны. Изо всех континентов нормальная жизнь уцелела только в Австралии. Пока радиация медленно подбирается к ее берегам, люди на берегу пытаются провести остатки своих жизней как можно полнее. Крамер мастерски создает «пир во время чумы» – апокалиптические автогонки, часть участников в которых разбивается насмерть, заполненные пляжи, вечеринки. Улицы переполнены велосипедистами – нет бензина. Эти штрихи и прекрасный актерский ансамбль (Грегори Пек, Ава Гарднер, Фред Астер, Энтони Перкинс) придают силу фильму, который сильно портит центральный слишком мелодраматический сюжет.

    Мелодраматизма, однако, напрочь лишен фильм Крамера Пожнешь бурю (1960), воссоздание деталей т.н. «обезьяньего процесса», когда в 1930-х учитель был осужден в США за преподавание теории Дарвина. Это, безусловно, позорное для Америки событие Крамер показывает как захватывающий детектив (великолепно сыгранный Спенсером Трейси и звездой мюзиклов Джином Келли в нехарактерной для него драматической роли).

    В жанре судебной драмы снята и лучшая кинокартина Стенли Крамера – Нюрнбергский процесс (1961) о суде над нацистскими преступниками в 1948. Стилистически это классический Голливуд во всей его мощи – четко выстроенный, драматически накаленный сюжет, кинозвезды практически во всех, даже второстепенных ролях, грандиозное техническое воплощение. Тематически – размышление о личной ответственности человека за преступления, совершенные преступным режимом. Фильм невероятной эмоциональной мощи выдвигался на «Оскар» в 13 номинациях, но получил только две статуэтки – за адаптированный сценарий и за лучшую мужскую роль (Максимилиан Шелл). Отсутствие Нюрнбергского процесса, одного из вех в истории американской культуры, в списке ста лучших кинокартин всех времен, составленном Американским институтом киноискусства в 1997 – вызывает удивление.