Содержание статьи
    Также по теме

    КРАСНОПОЛЬСКИЙ, ВЛАДИМИР АРКАДЬЕВИЧ

    КРАСНОПОЛЬСКИЙ, ВЛАДИМИР АРКАДЬЕВИЧ (р. 1933), русский кинорежиссер, сценарист, киноактер. Настоящая фамилия Краснопольский-Ледов. Народный артист РСФСР (1983). Родился 14 июня 1933 в Свердловске. В 1955 окончил Уральский университет (1955) и в 1963 режиссерский факультет ВГИКа (1963), где курсом документалистов руководил И.Копалин. С 1964 работает на киностудии «Мосфильм».

    Начиная с документальной короткометражки Тени на тротуарах (1960), сделанной в качестве курсовой, все режиссерские и сценарные работы Краснопольского выполнены совместно с В.Усковым, исключение составляет сюжет, в 1968 снятый для киножурнала «Фитиль».

    От фильма к фильму сгущается драматизм изображаемых ситуаций. В картине Самый медленный поезд (1963; специальный диплом журнала «Советский экран» за лучший дебют на ВКФ в Ленинграде, 1964; Краснопольский выступил в нем и как актер) героиня внезапно узнает правду о своем рождении и возвращается обратно на стройку, откуда хотела сбежать, т.е. успевает предупредить собственную ошибку, которая если и не исковеркала бы ее судьбу, то могла сильно изменить ее отношение к самой себе. Но уже в ленте Неподсуден (1969) все обстоит иначе: клевета не только разрушила жизнь героев; на клевете, воспринятой как настоящая правда, клеветник построил семейное счастье с предавшей главного героя женщиной, и в атмосфере этого зыбкого семейного счастья воспитывается сын главного героя, который считает, что отец его погиб. Хотя О.Стриженов, играющий оболганного и обманутого летчика, органичен и убедителен (по опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим актером 1970), не отступает мысль, что ничего уже нельзя изменить: прошедшие с того момента восемнадцать лет не просто отрезок времени, а по сути вся жизнь.

    Следующий фильм Краснопольского и Ускова, Тени исчезают в полдень (1971; Большая премия ВТФ в Ташкенте, 1973), посвящен как бы медленному и пристальному рассматриванию времени, последовавшему за совершившейся трагедией, – времени, словно выпавшему из жизни (в конце концов, окажется, что выпала вся жизнь). На первое место в этой многофигурной композиции не по объему материала, а по его важности и филигранной актерской работе выходят роли, сыгранные А.Завьяловой, Е.Шутовым и Б.Новиковым, в силу разных обстоятельств отказавшихся от прошлого и под гнетом разоблачения доживающих свой долгий век. Не менее удачным был и телесериал Вечный зов (1976–1983. Первые 12 серий фильма получили Государственную премию СССР (1979).

    Сделанные затем фильмы Соучастие в убийстве (сценарий совместно с Усковым и Э.Володарским), Ночные забавы (1991) и Воровка (1995) прошли практически незамеченными. Свойство ли это самих лент, исторического периода или же особенностей нынешнего кинопроката, еще предстоит понять, но очередной и на данный момент последний по времени фильм режиссеров Ермак (1996), где заняты хорошие актеры, вновь собрал большую зрительскую аудиторию.

    Евгений Перемышлев

    Литература