Содержание статьи

    КРОНЕНБЕРГ, ДЭВИД

    КРОНЕНБЕРГ, ДЭВИД (Cronenberg, David) (р. 1943), канадский режиссер, актер.

    Родился 15 марта 1943 в Торонто, Канада. Отец – журналист, мать – учитель игры на фортепиано. В детстве мальчик писал рассказы и играл на гитаре. Окончил университет Торонто, получив степень бакалавра по литературе. В середине 1970-х работал на канадском телевидении, снимая серии различных научно-фантастических сериалов. Известность среди ограниченного круга канадских интеллектуалов ему принесли малобюджетные фильмы ужасов Мурашки (1975) и Особи (1979, в главной роли Оливер Рид), поставленные в крайне натуралистичном ключе и ставившие в основу сюжета виды мутации, превращавшие людей в страшные, несущие смерть существа. Популярность за пределами Канады приносят Сканнеры (1981) – рассказ о борьбе за власть в сообществе людей, владеющих телекинезом, Фильм имел успех в кинопрокате и оказал большое влияние на развитие кинофантастики. Попытка режиссера проявить себя в высокобюджетном голливудском кино, Видеодром (1983, в главной роли Джеймс Вудс), себя не оправдала. В том же году снимает, возможно, свой лучший, лишенный патологии и безвкусицы большинства его работ, фильм. Темная зона, экранизация романа С.Кинга, история человека, после автокатастрофы пролежавшего в коме пять лет и очнувшегося с даром телепатии, возможности не только читать мысли других людей, но и предвидеть будущее. Свой дар телепат направляет на помощь людям, помогая спасти ребенка и схватить маньяка. Он погибает, предотвратив, ни много ни мало Третью мировую войну. Фильм тщательно и детально рассказывает историю в манере точной, минималистской режиссуры, а актер Кристофер Уокен со своими глубокими голубыми глазами, настолько великолепно сыграл, что словно родился для главной роли.

    Тему физической мутации, приводящей к полному изменению личности Кроненберг доводит до совершенства в хите 1986 Муха, римейке одноименной киноленты 1958. Молодой ученый (Джефф Голдблюм) проводит на себе эксперимент по телепортации (мгновенному переносу на расстояние). Во время эксперимента в капсулу, где находится ученый, попадает муха. Происходит слияние организмов и постепенно ученый утрачивает присущие человеку моральные ценности, превращаясь в существо, стремящееся к агрессии и власти. В фильме чувствуется и традиционный для искусства 20 в. сюжет о личности, стремящейся доминировать над другими, но ставшей жертвой своих же амбиций. Сложные идеи реализованы Кроненбергом в рамках научно фантастического жанра, с увлекательным сюжетом и использованием впечатляющих для того времени спецэффектов и грима (премия «Оскар»). Темная зона и Муха – два самых доступных для зрителя фильма, далее в своем творчестве он перейдет к откровенно неразвлекательным, арт-хаусным работам.

    Намертво связанные (1988) – мрачная история о разделенных благодаря хирургическому вмешательству сиамских близнецах, всю жизнь ощущающих себя как бы одной личностью, вызвала интерес критики (в первую очередь благодаря актерской работе Джереми Айронса в роли близнецов), но провалилась в прокате. Та же история ждала Завтрак нагишом (1991), экранизацию ключевого романа эпохи «битников» конца 1950-х Уильяма С.Берроуза. В фильме детально и выразительно изображается бред, который может твориться в голове наркомана, но это кино не для всех. Визуально Завтрак нагишом, с его абсурдистскими декорациями, отвратительными монстрами и импровизациями композитора Говарда Шора (впоследствии он получит статуэтки «Оскара» за первую и третью части Властелина колец) производит впечатление. Незамеченной практически никем осталась киноверсия бродвейской пьесы М.Баттерфляй (1993). Много шума наделала Автокатастрофа (по роману Джей Джи Болларда, в ролях Джеймс Спейдер, Холли Хантер и Розанна Аркетт), получившая в мае 1996 специальный приз на кинофестивале в Канне. Режиссер и раньше не боялся откровенных эротических сцен, но здесь он превзошел себя. Фильм рассказывает о, безусловно, очень странных людях, которые испытывают сексуальное влечение друг к другу в момент автокатастроф. Кому-то он может показаться шедевром, у кого-то (их, наверное, гораздо больше) вызвать отвращение. Тем не менее кинокартина представляет собой очень характерный образец творчества Кроненберга, вновь рассказывая историю мутации личности, сливающейся с чем-то посторонним (на этот раз – с разбитым железом автомобиля) и мимикрирующей в нечто чрезвычайно странное как физически, так и психологически. Этой же теме посвящена и фантастическая кинолента Экзистенция (1999, в ролях Джад Лоу, Дженнифер Джейсон Ли и Ян Холм) о виртуальной игре будущего, создающей в голове играющего новую реальность. Фильм не имел успеха ни у критиков, ни у зрителя. В 2002 он отходит от любимого фантастического жанра и снимает Паук, историю человека (Ральф Файнс); страдающего раздвоением личности. Кроненберга очень любят на родине в Канаде и почти каждый его фильм выдвигают на Genie – канадский аналог «Оскара» (за режиссуру он получал этот приз пять раз: Видеодром, Связанные намертво, Завтрак нагишом, Автокатастрофа и Паук). В 1990 уже пользующийся славой классика Кроненберг сыграл в фильме другого мастера ужасов, писателя и режиссера Клайва Баркера Ночное племя роль психиатра, оказывающегося маньяком. В своих лучших фильмах он создает захватывающие и умные образцы научно-фантастического кино, в худших – скатывается в психопатологический бред.

    ФИЛЬМОГРАФИЯ

    Переход (Transfer, 1966); Из скважины (From the Drain, 1967); Стерео (Stereo, 1969); Программа Икс (Programme X, 1970, ТВ-серии, эпизод Секретное оружие / Secret Weapons); Преступления будущего (Crime of the Future, 1970); Рассказы о путешествиях (Tourettes, 1971, ТВ); Письма от Микеланджело (Letters form Michelangelo, 1971); Джим Ричи, скульптор (Jim Richie Sculptor, 1971, ТВ); Зимний сад (Winter Garden, 1972, ТВ); Блеф Скарборо (Scarborough Bluffs, 1972, ТВ); Берег озера (Lakeshore, 1972, ТВ); В грязи (In the Dirt, 1972, ТВ); Форт Йорк (Fort York, 1972, ТВ); Долина Дона (Don Valley, 1972, ТВ); Жертва (The Victim, 1974); Мурашки (Shivers, 1975); Пип Шоу (Peep Show, 1975, ТВ-серии); Телеигра (Teleplay, 1976, ТВ-серии); Бешеная (Rabid, 1977); Мимолетное знакомство (Fast Company, 1979); Особи (The Brood, 1979); Сканнеры (Scanners, 1981); Видеодром (Videodrome, 1983); Темная зона (Dark Zone, 1983); Муха (The Fly, 1986); Связанные намертво (Dead Ringers, 1988); Весы правосудия (Scales of Justice, 1990); Обед нагишом (Naked Lunch, 1991); Мадам Баттерфляй (M.Butterfly, 1993); Автокатастрофа (Crush, 1996); Экзистенция (eXistenZ, 1999); Камера (Camera, 2000); Паук (Spider, 2002); История насилия (A History of Violence, 2005); Лондонские поля (London Fields, 2006).

    Михаил Водопьянов