Содержание статьи
    Также по теме

    КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

    КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы.

    Истоки кукольного театра – в языческих обрядах, игрищах с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы. К первым обрядовым куклам можно отнести изображения тотемов – покровителей первобытных племен.

    В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

    Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:

    по принципам социального функционирования;

    по видам театральных кукол и способам их управления.

    1. Классификация по принципам социального функционирования.

    В рамках этой классификации можно выделить следующие основные направления театра кукол.

    А) Ритуально-обрядовый – самая древняя форма кукольного театра. Еще в 16 в. до н.э. в Египте существовали кукольные мистерии об Осирисе и Исиде. Упоминания об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др.

    Чаще всего ритуально-обрядовые театры кукол – это наиболее традиционные театры, прочно связанные с национальными традициями. По этому направлению развивался ряд кукольных театров Востока: индонезийский ваянг; японский дзёрури; индийский; китайский и др.

    К обрядово-ритуальным относятся и ряд театров христианской традиции. Кукла участвовала в европейских мистериях 11–16 вв. (термин марионетка, обозначающий вид игровых кукол, возник из названия фигурок, изображавших в мистериях Деву Марию). Более поздние европейские обрядово-ритуальные кукольные театры (преимущественно рождественские) сохранились до настоящего времени: Эль Пасторетс (Каталония); Вертеп (Украина и Россия); Батлейка (Белоруссия), Маланка (Молдавия); Шопка (Польша) и др. Часто представления обрядово-ритуальных театров кукол организуют непрофессиональные актеры, т.к. главный смысл подобных зрелищ – не спектакль, но действо, мистерия.

    В этом, мистериальном, направлении работает уникальный театр «Bread and Puppet» («Хлеб и Кукла») Питера Шумана (Вермонт), не имеющий аналогов в мировой истории.

    2) Народный сатирический кукольный театр. Истоками этого вида принято считать древнеримские импровизированные сценки ателлана (от города Ателла в древней Кампании). Злободневные сатирические сценки были построены на участии типизированных персонажей, один из которых – Макк – стал прообразом главного комического кукольного персонажа народного театра. В самых разных странах этот персонаж-шут обладал сходной внешностью: большеголовый, крючконосый, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. В индийском театре это – Видушака; в турецком (и вышедшем из него армянском) – Карагез; в среднеазиатском – Палван Качал (Плешивый богатырь); в итальянском – Пульчинелла; в английском – Панч; в немецком – Гансвурст; во французском – Полишинель; в бельгийском – Вольтье; в русском – Петрушка (Петр Иванович Уксусов, Ванька Рататуй); и т.д. Этот персонаж в значительной степени сохраняет самые древние черты архаического пратеатра – как в своем характере двойника-перевертыша трикстера, так и в приспособлениях кукловода (например, пищик, инструмент для изменения голоса, пришедший из камлания шаманов).

    Это направление практиковали преимущественно странствующие актеры. Народному сатирическому кукольному театру свойственны условность, минимализм оформления и иных изобразительных средств; несложная стандартная сюжетная схема, внутри которой идет импровизация на злободневные темы.

    В) Кукольный театр для детей. Преимущественно построен на сказочном материале. Как правило, сочетает две функции – воспитательную и развлекающую. В силу своей специфики обладает высокой степенью дидактичности – явной или подспудной.

    В рамках этой же классификации можно выделить и целый ряд дополнительных направлений кукольного театра. Например:

    – иносказательно-символистский театр (спектакли адресуются взрослому зрителю);

    – театр массовых и коллективных праздников (гигантские куклы работают в непосредственном контакте со зрителями, вовлекая их в совместное действо);

    – лечебный театр (кукла используется при лечении некоторых психических заболеваний и для развития мелкой моторики).

    2. Классификация кукольного театра по видам кукол и способам их управления носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, т.к. зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

    Наиболее известные виды кукол: перчаточные (разновидность – пальчиковые); тростевые; марионетки; плоские (используются в теневом театре); автоматы (механические). В современном кукольном театре широко распространен и т.н. «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет – от бытовой вещи до специально изготовленного объекта – который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

    Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Так, например, обрядово-ритуальный индонезийский театр ваянг включает в себя разновидности ваянг-кулит (теневой театр кожаный плоских кукол), ваянг-келитик (театр плоских тростевых кукол), ваянг-голек (театр объемных кукол). Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре; и т.д.

    См. также ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ ИМЕНИ С.В.ОБРАЗЦОВА.

    Татьяна Шабалина

     ИТАР-ТАСС     СПЕКТАКЛЬ Необыкновенный концерт       ИТАР-ТАСС     СПЕКТАКЛЬ Центрального театра кукол       Courtesy of the Bread & Puppet Press and Museum     ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАШ ДОМАШНИЙ ЦИРК ВОСКРЕШЕНИЯ       IGDA/A. Vergani     СИЦИЛИЙСКАЯ МАРИОНЕТКА. Рыцарь Орландо в кукольной пьесе.

    Литература

    Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 1959
    Симонович-Ефимова Н. Записки петрушечника. Л., 1980
    Образцов С. Моя профессия. М., 1981
    Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984
    Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004