Содержание статьи

    КУСТУРИЦА, ЭМИР

    КУСТУРИЦА, ЭМИР (Kusturica, Emir) (р. 1954), югославский кинорежиссер. Родился в 24 ноября 1954 в Сараево. С детства занимался любительским кино, получил несколько призов. В 1977 окончил режиссерский факультет пражской киношколы FAMU (дипломная короткометражка Герника стала обладателем Главного приза на МКФ студенческих фильмов в Карловых Варах). Карьеру профессионала Кустурица начал на югославском телевидении, поставив здесь и свою первую полнометражную картину Помнишь ли Долли Белл? (Sjecas li se Dolly Bell?, 1981) – романтическую драму о пареньке из Сараева 1960-х, который влюбляется в скрывающуюся от полиции проститутку. Фильм был признан лучшим дебютом на Венецианском МКФ-81 и удостоен приза ФИПРЕССИ.

    Следующей работой Кустурицы стал фильм Отец в командировке (Otac na sluzbenom putu, 1985) – горький и одновременно сатирически-насмешливый взгляд на провинциальную жизнь и политическую ситуацию в Югославии 1950-х годов с отчетливо современными аллюзиями. Картина получила восторженный прием в Югославии (национальный приз «Золотая арена» за лучший фильм года) и за рубежом («Золотая Пальмовая Ветвь» МКФ в Каннах, приз ФИПРЕССИ, номинация на «Оскар»).

    Основой стиля Кустурицы стала темпераментная и жестко реалистичная интерпретация действительности, романтическая «анархия» образного ряда и лукавая мудрость «черного юмора» (близкая к латиноамериканскому т.н. «магическому реализму»). Еще одной особенностью его картин стало использование балканской экзотики и фольклора, особенно актуальное с началом распада Югославии.

    Сценарий третьего фильма Кустурицы Время цыган (Time of the Gypsies, 1988; оригинальное название Дом для повешенияDom za vesanje) был написан под впечатлением газетной статьи о вовлечении цыганских подростков в криминальный бизнес. Большинство ролей сыграли непрофессиональные актеры-цыгане, говорившие на своем родном языке. Поэтичность, реализм, эротика, криминальные типы, цыганская субкультура – все это сложилось в единый причудливый коллаж. Романтично-темпераментная картина получила единодушно высокую оценку мировой критики, а Кустурица – приз за лучшую режиссуру на МКФ в Каннах-89. В том же году он был удостоен почетного приза имени Роберто Росселлини за вклад в мировое кино.

    Попав в поле зрения иностранных продюсеров и меценатов, Кустурица получил возможность взяться за постановку картины с известными голливудскими актерами и перспективой коммерческого проката в США. Аризонская мечта (Arizona Dream, 1993), героем которой стал молодой романтик (Джонни Депп), приехавший на юго-западную окраину Америки и влюбившийся там в странную женщину с детской душой (Фэй Данауэй), была расценена как компромисс между голливудским и европейским кино, но все же не девальвировала статус Кустурицы как творца новой европейской киноэстетики.

    Подполье (Underground, 1995) задумывалось Кустурицей и сценаристом Д.Крвачевичем как гротескная метафора более чем полувековой истории коммунистического общества на Балканах. Центральным образом трехчасового фильма становится подземелье, куда герои попадают не по своей воле еще во времена нацистской оккупации, но много лет спустя (в 1991), узнав, что на поверхности по-прежнему идет война, предпочитают остаться в заточении. Абсурдный мир подполья может показаться скорее смешным, «карнавальным», нежели страшным (здесь по-своему «кипит жизнь»), но, как выразился один из критиков, это «Алиса в стране чудес, переписанная Кафкой». Здесь нет ни одного персонажа, который бы олицетворял собой добродетель или хотя бы здравый смысл. Поначалу фильм вызвал неоднозначную реакцию критики, и Кустурица в сердцах заявил о своем уходе из кинематографа. Однако в Каннах (1995) картина была удостоена «Золотой пальмовой ветви» и затем причислена к шедеврам постмодернистского кино.

    Поставленная тремя годами позже «черная комедия» Черная кошка, белый кот (Crna macka, beli macor, 1998) была гораздо скромнее и по постановочным затратам, и по художественным претензиям. Рассказывая историю сына мелкого спекулянта Зоре, насильно принуждаемого к женитьбе на сестре криминального «авторитета», Кустурица не делает каких-либо политических акцентов, но и в его героях, и в фоне, на котором они действуют, ощущается «нерв» глобального балканского катаклизма. Не став сенсацией, фильм, однако, получил «Серебряного льва» на Венецианском МКФ (1998).

    В жизни, как и в кино, Кустурица поддерживает имидж «эксцентричного варвара»: демонстративно полемизирует с политиками, делает громкие заявления в прессе, выступает в концертах организованного им рок-фолк-ансамбля «Курить запрещается» («Zabranjeno Pusenje»), в 2000 и 2001 гастролировавшего в России. В 2001 Кустурица снял документальный фильм о своем ансамбле. Другие фильмы режиссера: Прибывают молодожены (Nevjeste dolaze, 1978); Кафе «Титаник» (Bife Titanic, 1979); Истории на «Супер-8» (Super 8 Stories), 2001.