Содержание статьи
    Также по теме

    КВАША, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ

    КВАША, ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (р. 1933), актер, режиссер. Народный артист РСФСР (1978). Творческая биография неразрывно связана с историей театра «Современник».

    Родился 4 февраля 1933 в Москве. С 14 лет занимался в театральной студии московского Дворца пионеров, где на него обратил внимание педагог Школы-студии МХАТ В.К.Монюков, рекомендовав поступать туда. Окончив ее в 1955, был приглашен в Московский Художественный театр, где за 2 года сыграл несколько ролей: Огонь в Синей птице М.Метерлинка, беспризорника в Кремлевских курантах Н.Погодина, и др. Одновременно репетировал программный спектакль будущего театра «Современник». Репетировали Вечно живые В.Розова, где он исполнял не главную, но очень важную для спектакля роль молодого солдата Володи, раненного на фронте, а потому вернувшегося до окончания войны. Кваша принадлежал к основателям нового коллектива и был артистом, ведущим одну из самых важных линий театр – тему молодого «положительного» героя, лишенного былых героических штампов, ореола фальшивой романтики и всяческой «красивости». Его юным героям были свойственны иные качества – простота и естественность поведения, необыкновенная искренность, доброта и чистота всего облика. Даже в явно схематичном персонаже Шуры Горелова из пьесы А.Зака и И.Кузнецова Два цвета он обнаруживал свежие краски живой жизни, неподдельного чувства. Его герой первых спектаклей театра поражал сочетанием интеллигентности и напористости, доброты и жесткости. Позже это контрастное сочетание станет своеобразной психологической палитрой артиста.

    Он с самого начала раскрывался как артист интеллектуальный, думающий, ищущий неординарные пути к решению той или иной роли, открывая в ней что-то неожиданное, непривычное, новое, подчас парадоксальное. Как артист комедийного дарования, острого шаржа, утонченной ироничности он раскрылся в таких ролях, как Первый министр (Голый король Е.Шварца), Рассказчик (Балалайкин и Ко по мотивам М.Е.Салтыкова-Щедрина), позже – Фальстаф (Виндзорские насмешницы У.Шекспира) и в некотрых киноролях. Причем комичность персонажей рождалась от самых серьезных их убеждений и заблуждений. Особенной этапной удачей в этом ряду отмечена роль Первого министра, сыгранной по-вахтанговски вдохновенно; карикатурный герой Кваши искренне, до слез восхищался королем, наполняя роль подлинным переживанием.

    В 1965 сыграл роль Джимми из пьесы Д.Осборна Оглянись во гневе, выразившего психологию поколения молодых «рассерженных» людей, не желающих идти на нравственный копромисс. Конечно, Кваша играл русского Джимми, недовольного лживостью наших общественных установок, и наивно протестующего против них. Он создал характер искренний, полный сложных психологических противоречий и гражданской содержательности.

    Важны для понимания его творчества роли, сыгранные им в 1970 –е, трагикомические, а также философские, как – Гаев, Чебутыкин в чеховских спектаклях Вишневый сад, Три сестры, Лука (На дне М.Горького), прекрасные современные Дон-Кихоты – Фарятьев (Фантазии Фарятьева А.Соколовой), Мякишев (Спешите делать добро М.Рощина). К ним примыкают и такие несгибаемые борцы за свою правду, как Пестель и Доктор Стокман (Декабристы Л.Зорина и Доктор Стокман Г.Ибсена).

    Особое место в его творчестве заняла роль Луки, сыгранная в 1969. Обычно роль старца играют возрастные актеры, но Кваша, напротив, был значительно моложе этого хрестоматийного персонажа. Тем не менее он не ставил своей целью спрятаться за характерные стариковские штрихи и детали. Он создавал характер Луки по-настоящему новаторски, лишая Луку тех негативных оценок, к которым все привыкли со школьной программы, восходящих к авторскому отношению, как вредному «утешителю». Лука в исполнении Кваши был светлой личностью, добрым, человечным философом.

    Когда в 1971 О.Ефремов покинул пост художественного руководителя театра «Современник», коллективом управляла коллегия из пяти артистов, куда по праву входил и И.Кваша. Это время было для него весьма плодотворным. Он сыграл Мамбета в Восхождении на Фудзияму Ч.Айтматова и К.Мухаметжанова, Рассказчика в Балалайкине и Ко по М.Салтыкову-Щедрину, Фарятьева, Стокмана, Чебутыкина, Гаева, Мольера в уже упомянутых спектаклях.

    По совету Ефремова попробовал себя в режиссуре, поставив Сирано де Бержерака Э.Ростана еще в 1964, сыграв главную роль. Основной темой спектакля стал обостренный до предела конфликт: поэт и власть. Следующей постановкой в 1981 стал спектакль Кабала святош по пьесе М.Булгакова, где он сыграл роль Мольера, словно продолжая тему, заявленную в Сирано де Бержераке. В 1986 им поставлен спектакль по пьесе М.Булгакова Дни Турбиных, в котором сыграл роль Алексея Турбина, а в 1989 поставил спектакль Кот домашний средней пушистости по повести В.Войновича.

    Ему доступны диаметрально противоположные характеры. Он сумел точно изобразить людей стальной воли и бескомпромиссных убеждений –Пестеля и Я.Свердлова. Но он же проникновенно сыграл Гаева, человека медитативно плывущего по течению и сметаемого безжалостным историческим потоком. Его Гаев – наивный, неприспособленный ребенок, постаревший мальчик, беззащитный перед жестокостью исторических обстоятельств.

    Одна из его лучших ролей – Федор Карамазов в спектакле В.Фокина Карамазов и ад (по Ф.Достоевскому). В этой отрицательной роли он открывал жизненный задор, жадность к жизненным впечатлениям, проявляющийся в погоне за простыми земными удовольствиями, сладострастном поиске «невинного взгляда» женщины.

    Много ролей, в основном второго плана, сыграл в кино, показывая разнообразные, очень метко схваченные человеческие характеры.

    Был ведущиий программы Жди меня на ТВ.

    Умер Кваша 30 августа 2012 в Москве.

    Фильмография: В трудный час (1961); Сержант Фетисов (1961); Год как жизнь (1965); Похождения зубного врача (1965); Строится мост (1965); Не самый удачный день (1966); Они живут рядом (1967); Любить (1968); Сюжет для небольшого рассказа (1969); Штрихи к портрету (1967–1970, ТВ); Достояние республики (1971); Преждевременный человек (1971); Жребий (1974); Одной жизни мало (1975); Соломенная шляпка (1975); Бегство Мистера Мак-Кинли (1975); Повесть о неизвестном актере (1976); Принцесса на горошине (1976); Дачный домик для одной семьи (1978); Сыщик (1979); Тот самый Мюнхаузен (1979, ТВ); Ты должен жить (1980); Шляпа (1981); Родился я в Сибири (1982); Утро без отметок (1983); Сказки старого волшебника (1983, ТВ); Утро обреченного прииска (1985); Вера (1986); Акселератка (1987); Клуб женщин (1987, ТВ); Человек с бульвара Капуцинов (1987); Тайный советник (1988); А был ли Каротин (1989); Паспорт (1990); Ребро Адама (1990); Хищники (1991); Бездна, круг седьмой (1993); Сердца трех (1993); Веселенькая поездка (1994); Дом (1995); Под знаком Скорпиона (1995); Возвращение броненосца (1996); Третий вариант (2003); Превращение (2003).

    Екатерина Юдина

    Литература

    Кагарлицкий Б.Ю. Игорь Кваша. М., 1995
    Московский театр СОВРЕМЕННИК. М., 2000