Содержание статьи

    ЛАЦЦИ

    ЛАЦЦИ – в комедии дель арте комическая сцена, словесная или пантомимическая (или то и другое вместе), буффонный трюк, не связанный с сюжетом и исполняемый чаще всего одним или двумя дзанни.

    Как правило, актер переходил к лацци неожиданно, и во время исполнения ему предоставлялись особенно широкие возможности для импровизаций. Лацци имели цель рассмешить зрителя. Первоначально лацци сосредотачивались в двух моментах спектакля: в конце первого акта и в конце второго. Существуют очень много самых разных лацци: лацци с блохой, лацци с макаронами, лацци с мухой и т.д. Некоторые из них (чаще в виде циркового трюка) дожили до наших дней. Например, классическое лацци с мухой заключается в следующем: мучимый голодом дзанни неожиданно замечает муху, он делает движение рукой, как будто хочет поймать ее в воздухе, долго гоняется за ней, наконец, ловит, обрывает ей крылышки и глотает. В итальянском театре актеры, играющие роль дзанни, делают это лацци и сейчас. Блистательно и совершенно по-разному исполняют его великие современные итальянские актеры – Ферруччо Солери (в спектакле Джорджо Стрелера Арлекин по комедии Гольдони Слуга двух господ ) и Дарио Фо (в своем моноспектакле Мистерия-буфф).

    К числу популярных лацци, также связанных с темой голода, относятся и лацци с макаронами (особенно любимые театром юга Италии). Например, Арлекин, которого хозяин поколотил за какие-то провинности, выходит с блюдом макарон, чтобы подать его на стол. Он плачет от боли, но в то же время, сам того не замечая, берет руками макароны и отправляет их к себе в рот. Увидев, что тарелка пуста, он в ужасе. Или: Арлекина и Бригеллу хозяева наказали одновременно. Их связали спина к спине и в таком виде выталкивают на сцену. Они падают на пол, с трудом поднимаются и вдруг видят на столе блюдо с макаронами. Руки у них связаны, но они выходят из положения: каждый поочередно наклоняется к тарелке и ртом хватает макароны. Пока один ест, другой болтает в воздухе ногами. Вариаций на тему лацци с макаронами существовало бесчисленное множество, без них обходилась редкая комедия. Исполняется это лацци в театре и сейчас. И даже в кино, в какой-нибудь веселой итальянской комедии – как память о театре масок – нет-нет да и мелькнет этот мотив (особенно если ее действие происходит на юге).

    Лацци могли быть и чисто словесными. Например, искусство актера, изображавшего маску Тартальи (который всегда заикался) заключалось в том, чтобы комически изобразить борьбу персонажа со своим заиканием. Тарталья должен что-то сказать, сказать много и очень важное, но у него ничего не получается. Поэтому он злится на себя, его язык путается еще больше и, наконец, он издает какие-то нечленораздельные звуки, часто содержащие двусмысленности или даже непристойности. Все это заставляло зрителей покатываться с хохоту. К сожалению, огромное большинство лацци, которые в свое время исполняли комики театра масок и названия которых приводит в своей книге известный исследователь этого театра Андреа Перруччи, очень редко сопровождаются объяснениями. Поэтому их комический смысл для нас утерян.

    См. также МАСКА.

    Мария Скорнякова

    Литература Миклашевский К. La Commedia dell arte или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII, XVIII столетий. 1914
    Bragaglia A.G. Pulcinella. Roma. 1953
    История западноевропейского театра. т. I, М., 1956
    Teatro napoletano dalle origini a Edoardo Scarpetta. A cura di G.Trevisani. Bologna, 1957
    Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. 2-е изд. М., 1962