Также по теме

ЛАВРОВ, КИРИЛЛ ЮРЬЕВИЧ

ЛАВРОВ, КИРИЛЛ ЮРЬЕВИЧ (1925–2007), актер, создавший социальный портрет современника. Артист Ленинградского Большого Драматического театра, с 1989 – худ. руководитель. Народный артист СССР (1972), Герой социалистического труда (1985).С 1986 – председатель правления СТД СССР и Ленинградского отделения СТД РСФСР, с 1992 – президент Международной конфедерации театральных союзов. Умер 27 апреля 2007 в Петербурге.

КИРИЛЛ ЮРЬЕВИЧ ЛАВРОВ. ИТАР-ТАСС

НЕОБЫЧНОЕ НАЧАЛО

Родился 15 сентября 1925 в Киеве в актерской семье. Артистическая судьба складывалась скорее стихийно, чем последовательно. Его путь на сцену лежал через авиационно-техническое училище и армейскую театральную самодеятельность. Не имея театрального образования, он с 1950 был зачислен в труппу Киевского Русского Драматического театра им. Леси Украинки. Театр был хорошей творческой средой для начинающего актера. Многим театр был обязан его художественному руководителю К.П.Хохлову. Именно в его спектаклях (Директор по пьесе Алешина и Враги М.Горького) Лавров получил свои первые роли – Курицына и Грекова. Затем сыграл роли Полового в Живом трупе Л.Н.Толстого, Жана (К новому берегу по В.Лацису, Сильвио (Слуга двух господ К.Гольдони), Тучкова (Годы странствий А.Арбузова), Алексея (В добрый час В.Розова). С уходом Хохлова в БДТ, в 1955, перешел туда и Лавров, дебютировав в роли Викентьева (Обрыв И.А.Гончарова).

В БОЛЬШОМ ДРАМАТИЧЕСКОМ

Перелом начался в 1956, когда Ленинградский БДТ возглавил Г.А.Товстоногов. Его задачей стало формирование труппы, способной на большую, во многом новаторскую работу. В процессе подготовки новых спектаклей определилось ядро этой труппы – опытные известные артисты, такие как В.Полицеймако, В.Стржельчик, Е.Копелян, а среди молодых – К.Лавров. (Остальные знаменитости влились в ансамбль позже). Художественный руководитель расширял амплуа каждого из актеров. Это было особенно важно для Лаврова, не имевшего театральной школы, но интуитивно схватывающего основы профессии в процессе репетиционной работы. Так, обучаясь наряду с мастерами, Лавров оказался в самой гуще рождения нового театра. Первые спектакли с участием Лаврова ставили своей простейшей задачей привлечение зрителя в театр. С этой проблемой создатели спектаклей Шестой этаж А.Жери и Когда цветет акация П.Винникова вполне справились. В них К.Лавров сыграл с присущей ему юной органичностью молодых, любящих, искренних героев: Шарля и Бориса Прищепина. После удачного начала, освоив жанр легкой театральной комедии, Лавров приступил к более сложным задачам.

В 1989 после смерти Г.Товстоногова стал художественным руководителем БДТ.

«СПРЯТАННАЯ ГЛУБИНА»

«Спрятанная глубина», умение раскрывать внутренние характеры, скрытый смысл внутренних движений проявились в таких его ролях, как Геннадий Лапшин в спектакле В поисках радости В.Розова (1958), Слава в Пяти вечерах А.Володина, (1959), Платонов в Океане А.Штейна (1961). В них Лавров создавал образ современника – подростка, затем юноши и молодого мужчины – три этапа становления непростой личности. Критики отмечали необыкновенную молчаливость героя Лаврова. Его нравственная позиция выражалась не словом, а делом, всем существом Платонова, движением его мысли, подтверджая, что им правит не карьеризм, и что он совсем не обделен ни душевной тонкостью, ни своей болью, ни своими мечтами. На примере роли Платонова виден творческий метод актера, обнажающего скрытый поток жизни героя через отдельные скупые знаки, «зоны молчания», закрытую, но чрезвычайно содержательную манеру игры.

ЕГО «ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ»

Полной неожиданностью для зрителя стало появление актера, так прочно зарекомендовавшего себя в «положительных» образах, в роли Молчалина (Горе от ума, 1962). Способ существования в ролях, выбранный Товстоноговым, был совсем непривычен для этой пьесы, которую режиссер выстраивал как своего рода диспут. Спор происходил не между Чацким и Фамусовым, но между Чацким и Молчалиным, двумя молодыми героями, каждый из которых доказывал правомерность своей жизненной позиции. Лавров в роли Молчалина поражал своей значительностью, практической хваткой, маскируемой под разные лики – то он романтический влюбленный, то усердный работник.

Творческое развитие актера продолжалось. Плодотворны были 1960-е, когда он сыграл Соленого в Трех сестрах А.Чехова (1965), в 1964 сыгран Давыдов (Поднятая целина по М.Шолохову), в 1966 – Нил (Мещане М.Горького). Соленый Лаврова где-то продолжал молчалинскую тему. Актер добился портретного сходства своего героя с Лермонтовым, на которого тот пытается походить, чтобы замаскировать свое ничтожество. Многие пытались понять: почему актер столь убедителен, столь искренен и в ролях большого человеческого содержания, и в ролях, им противоположным. Что их может объединять? Лавров в любых ролях давал масштаб личности. Он стремился к тому, чтобы быть частью общества, причем частью как можно более заметной и важной. От того, какое общество составляет предмет ее интересов, зависит и расстановка акцентов.

ЕГО СОЦИАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

Во времена советского общества Лавров был одним из самых ярких его выразителей – от роли коммуниста Давыдова из Поднятой целины до роли Ленина во многих спектаклях и фильмах. Его Давыдов и его Нил – рабочие, отстаивающие правоту своего класса. Истоки этой искренности лежат не в сфере мировоззрения, что послужило бы лишь односторонней ходульности созданных актером образов, но в сфере их органического мироощущения. Такая же сила живет и в его Ниле, никогда не спорящим по мелочам с главой мещанского семейства – Бессеменовым, но всегда побеждающего правдой поступков.

В КЛАССИКЕ 1970–1990-х

Лучшая театральная роль 1970-х – Городничий в Ревизоре (1971). Это значительная личность, плоть от плоти создавшей его, и созданной им системы. Не вор и душегуб по призванию, но ставший таковым в силу обстоятельств.

В 1980-е одна из лучших ролей – Астров в спектакле Дядя Ваня (1982). Уездный врач, практик, находящий защиту от обстоятельств в бурной деятельности спасения природы. Тема человеческого угасания продолжится актером в спектакле На дне (1987), где он сыграл роль Костылева, хозяина ночлежки, своим внешним и внутренним обликом приближающегося к его опустившимся обитателям.

В 1990-е значительные роли Лаврова – король Дункан (Макбет В.Шекспира) и Президент (Коварство и любовь Ф.Шиллера), в основе которых – сильный герой, отстаивающий свое право на власть. Его Президент, безусловно, цепкий карьерист, возможно, молчалинского толка, которому противостоит всего лишь любовь и благородство Фердинанда и Луизы. Мечтая видеть своего сына, Фердинанда, таким же карьеристом, как и он, занимающим видное положение в обществе, Президент не задумываясь, ломает две юные жизни. Не прилагая особых усилий. Ибо за ним – система.

Выдающимся творческим достижением артиста в 2000 стала роль Маттиуса Клаузена в пьесе Г.Гауптмана Перед заходом солнца, в которой актер не просто раскрыл тему поздней любви, но показал стойкое духовное противостояние живой благородной души пошлому мещанскому окружению, толкающего героя к смерти. Клаузен с отвращением отвергает тот сложившийся социум, который так упорно защищал Президент-Лавров (Коварство и любовь). Но в обеих этих ролях, как впрочем и в других, для Лаврова важна не столько актерская оценка своего героя, сколько внутренняя правда образа. Поэтому артист всегда убедителен как в безусловно положительных ролях, так и в «отрицательных». Этому он научился в театре Г.А.Товстоногова, и после смерти главного режиссера, уже в иных постановках, а также в кино, Лавров останется верным важнейшему для себя принципу в ролях Эфроима Кэббота (Любовь под вязами О'Нила), Ивана Коломийцева (Последние М.Горького), Пимен (Борис Годунов А.С.Пушкина).

Умер Лавров 27 апреля 2007 в Петербурге.