Содержание статьи
    Также по теме

    ЛАЗАРЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

    ЛАЗАРЕВ, АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1938–2011), драматический артист. Народный артист РСФСР (1977).

    Родился 3 января 1938 в Ленинграде в семье художника. В 1959 окончил Школу-Студию МХАТ и в том же же году поступил в театр имени В.Маяковского, которым руководил Н.П.Охлопков. Во второй половине 1950-х Охлопков важнейшей задачей ставил обновление репертуара и возрастного состава театра, поэтому молодежь в его театре пользуется особым вниманием. Важнейшей вехой в своей творческой судьбе Лазарев считал дебютную роль молодого рабочего Виктора из пьесы А.Арбузова Иркутская история. Темперамент начинающего артиста раскрылся с потрясающей откровенностью. Виктор – рубаха-парень, легко скользящий по жизни и так же поверхностно судящий о людях, в какой-то момент испытывал трагическое отчаяние – неоцененная им подруга уходила к другому. И на их свадьбе Виктор буквально вспыхивал в вихре безумного танца, в котором зрители прочитывали и безумную душевную боль, и страшную силу отчаяния. Так родился артист А.Лазарев, умеющий раскрывать необыкновенную красоту человеческой души в самые высокие моменты ее жизни, но также умеющий показать и невероятную низость. Психологическая основа, полученная в Школе-Студии МХАТ и усиленная экспрессивным методом работы Охлопкова с актером создали артиста именно такого масштаба. И при Охлопкове, и после его смерти, при А.Гончарове и при других режиссерах, он был ведущим актером.

    В 1960–1970-е сыграл десятки главных ролей, самых разнообразных современных и классических. В роли морского офицера Часовникова показал, созданный из контрастов человеческий тип, в котором взвинченная нервность индивидуалиста имела в основе свою правду, правду обнаженного сердца, не терпящего фальши. Его Петр Мелузов отличался интеллигентностью и благородством. Но не только роли положительного плана удавались ему. Им также сыгран и коварный Ясон, и несколько эпизодических остро-характерных ролей в Кавказском меловом круге Б.Брехта, Варравин в Смерти Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина, представший отнюдь не сатирическим кувшинным рылом, а полным сознания своей значимости и внешне безупречно приятным. Но главной этапной ролью этого периода он считал роль Константина Ванюшина – молодого хищного негодяя и хлыща, «достойно» продолжающего дело своего отца (Дети Ванюшина С.А.Найденова).

    Событием театральной жизни Москвы стала постановка Гончарова в 1974 мюзикла Человек из Ламанчи Д.Вассермана и Д.Дэриона, где Лазарев сыграл, возможно, самую масштабную свою роль, Дон Кихота и одновременно Сервантеса. Эта роль поражала своей многоплановостью. В ней органично уживались контрастные краски – светлое величие человеческого духа, острейший гротеск и комизм его проявления, и жизнеутверждающие аккорды победы над смертью и пошлостью, как итог в финале. Его Дон-Кихот был не только благородным, но и откровенно безумным, и смешным, и не чуждым тонкой самоиронии. Но все это не снижало его героического облика величайшего человека, смысл жизни которого декларировался в исполняемом им торжественном гимне мечте, самопожертвованию, борьбе за недостижимые идеалы.

    С этим образом невольно перекликался другой – журналиста Карлоса Бланко из спектакля Венсеремос (Интерьвью в Буэнос-Айресе) Г.Боровика. Лазарев прослеживал в этой роли трагедию прозрения, больной совести. Цель последнего интервью его героя – рассказать страшную правду о деяниях чилийской хунты, к которым раньше он относился индифферентно.

    Зрелому творчеству артиста были свойственны и чисто-комедийные краски, такие как в роли Звездинцева (Плоды просвещения Л.Н.Толстого), Жоржа Питу (Смех лангусты Дж.Маррелла). «Совместить себя с ролью», по его собственному выражению, главное в творческом процессе создания образа.

    Следующей вершиной в его творчестве стала трагическая роль белогвардейского генерала Хлудова (Бег М.Булгакова). Он сознательно уходил от облика злодея, пытаясь раскрыть внутренний мир героя. Его Хлудов – человек незаурядный, мыслящий, сознательно приходящий к решению вернуться в Россию, несмотря на трезвое понимание, что его удел – смерть. Большое значение в его творчестве имела и роль Кина в пьесе Г.Горина Кин IV.

    С приходом в театр режиссера С.Арцыбашева, поставившего в 2003 спектакль Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому, Лазареву довелось сыграть еще одну очень интересную для себя роль – Федора Карамазова, старого сладострастника, изображенного артистом психологически колоритно, с тонким эксцентризмом и трагикомедийным акцентом.

    Лазарев создал много интересных человеческих характеров и судеб не только на театральной сцене, но и на экране.