Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЕКУВРЕР, АДРИЕННА

    ЛЕКУВРЕР, АДРИЕННА (Lecouvreur, Adrienne) (1692–1730), французская актриса, противопоставившая в своем сценическом творчестве формальный канон эстетики классицизма новому искусству, создавая живые, полнокровные женские образы не только героического, но и лирического содержания.

    Родилась 5 апреля 1692 в деревне Дамри, Франция, в семье шляпочника. Ее первый театральный опыт состоялся, когда исполнительнице роли Полины в любительском спектакле Полиевкт Корнеля было 13 лет. Ей удалось преодолеть застывшую схему классического построения и принятую за основу во всех театрах манеру сценической декламации. С первых шагов на сцене она не декламировала, а искренне переживала, любила и боролась. Брала уроки театрального мастерства и декламации у известного артиста «Комеди Франсез» М.А.Леграна. Он же посоветовал ей уехать в провинцию. Провинциальный период актрисы, о котором известно немного, начинается с портового города Лилля и длится 9 лет. Имя Лекуврер становится знаменитым для всей театральной Франции. Главным новаторским достоинством ее игры оставалась необыкновенная человечность создаваемых образов, в которых преобладали не отвлеченные страсти, но живые искренние чувства. Основной репертуар Лекуврер (благородная приставка Ле появляется в самом начале ее провинциальной карьеры) – трагедии французского классицизма П.Корнеля, Ж.Расина, Вольтера и других современных авторов.

    С 1717, после блистательного дебюта на сцене «Комеди Франсез», становится первой трагической актрисой театра и его «сосьетером» (пайщиком). В течение 1820-х исполнила весь трагедийный репертуар: Андромаха, Береника, Федра (в одноименных произведениях Расина), Монима (Митридат Расина), Корнелия (Смерть Помпея Корнеля), Ирена (Андроник Кампистрона), Артемира (Артемира Вольтера), Антигона, Констанс (Маккавеи, Инес де Кастро Ламота), Мариамна (Ирод и Мариамна Вольтера) и др. Ее главной заслугой стало обновление содержательной стороны, раскрытие класситческого образа с большим психологизмом и лиризмом. Монологи классицистов в ее исполнении уходили от искусственной напыщенности, наполняясь интонацией живой, неподдельно искренней и страстной. С ее именем было связано второе рождение Расина, обнаружившего в исполнении актрисы утонченную поэтичность и эмоциональную раскрепощенность стиха, обостренный лиризм его женских образов. С 1720 ее постоянным партнером стал актер Мишель Барон, сценическая практика которого была ей близка. «Несравненная актриса, которая почти изобрела искусство разговора сердцем и умение вкладывать чувства и правдивость труда, где ранее не было ничего, кроме помпы и декламации», – писал о ней Вольтер. Играла и в комедиях, несмотря на чуждость этого жанра ее индивидуальности (Талисман Ламота, Школа отцов Пирона, Сюрпризы любви Мариво). Лучшей комической ролью было выступление в первой комедии Вольтера Нескромный, с которой началась ее прочная дружба с писателем. Не имела образования (в монастыре училась лишь чтению и грамоте), но общалась с людьми из высшего общества и с передовыми мыслителями начала 18 в., сформировавшими впоследствии эстетику Просвещения. Сценическая практика Лекуврер с ее тягой к простоте «естественного человека», соответствовала взглядам прогрессивных философов. В одном из писем, отвечая на просьбу научить ораторскому искусству, она утверждала: «Но разве Вы забыли, что я вообще не декламирую? Единственным моим незначительным достоинством является простота». Была также реформатором театрального костюма. Вносила в условный сценический костюм, близкий современной моде, элементы подлинного историзма, детали конкретной изображаемой эпохи.

    Ранняя загадочная смерть 20 марта 1730 в Париже породила слухи об отравлении актрисы герцогиней Бульонской, которая была соперницей в любви к полководцу Морису Саксонскому. Не найдя исторического подтверждения, эта версия была использована французскими драматургами Э.Скрибом и Э.Легуве в пьесе Адриенна Лекуврер.

    Внезапная необъяснимая смерть возбудила столь шумные толки, что ей было отказано даже в достойном гражданском погребении (в захоронении по церковному обряду тем более было отказано, т.к. католическая церковь не признавала лицедеев и требовала от них раскаяния перед смертью). Тело умершей было наспех зарыто на пустыре в окрестностях Сены и засыпано негашеной известью. Найти это место впоследствии так и не удалось. Этой обиды актерское сословие долго не забывало. В эпоху Французской революции труппа «Комеди Франсез» обратилась к правительству с просьбой разыскать могилу Лекуврер и предать ее достойному захоронению. В обращении прозвучали слова: «позорные предрассудки, фанатизм и суеверие отказали некогда в почетном погребении знаменитой Адриенне Лекуврер. Этой столь трогавшей сердце артистке, которая первой привнесла в трагический театр язык природы, голос души и отражения правды…». Несмотря на одобрение революционным правительством Франции этой инициативы, действия артистов не увенчались успехом.

    Екатерина Юдина

    Литература

    История Западноевропейского театра под ред. Мокульского С.С., т. 2 М. – Л., 1959
    Рыкова Н.Я. Адриенна Лекуврер. Л., 1967