Содержание статьи

    ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ

    ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ (с 1979 имени А.А. Брянцева) был создан голодной зимой 1922. 23 февраля он открылся программным спектаклем Конек-Горбунок по сказке П.Ершова в здании бывшего Тенишевского училища на Моховой улице, д. 33/35. Возглавил театр режиссер и педагог Александр Александрович Брянцев.

    Полукруглый амфитеатр Тенишевского училища, сочетавший в себе признаки античной орхестры, шекспировской елизаветинской сцены и народного площадного театра, стал символом Ленинградского ТЮЗа, отразившим принципиальную установку Брянцева на единение зрителей и актеров, которая в дальнейшем определила формирование сценического стиля нового театра. Изобразительный язык ТЮЗа, учитывая законы образного мышления ребенка, создавался на эстетических принципах сказки, фольклора, национальных обычаев и народного театра. «ТЮЗ раз и навсегда должен отказаться от так называемых «детских» пьес и обосновать свой репертуар не на маргариновой, а на подлинной литературе, отобрав из ее сокровищницы то, что доступно театральному восприятию определенных возрастных групп», – эту мысль Брянцев не уставал повторять в течение многих лет руководства театром.

    За сорок лет на сцене ЛенТЮЗа Брянцев осуществил пятьдесят постановок. В первые годы всю нагрузку режиссера нес он один, и только спустя несколько лет, когда убедился, что его художественные и педагогические принципы стали достоянием коллектива, начал уступать руководящую роль постановщика молодым актерам, проявившим несомненную склонность к режиссуре, – Б.В.Зону, Е.Г.Гаккелю, несколько позднее – Л.Ф.Макарьеву. Брянцев привлек к работе в театре П.К.Вейсбрема, открыл дарование театрального художника В.И.Бейера.

    Тимошкин рудник Л.Ф.Макарьева, поставленный Брянцевым (6 декабря 1925) – важнейший этап в жизни всего детского театра. На сцене впервые появляется новый герой – современник и сверстник зрителей (эту роль исполняла К.В.Пугачева). Спектакль шел на сцене ТЮЗа более десяти лет и в 1936 был показан на первых гастролях театра в Москве. В течение долгого времени он оставался единственным произведением на современную тему. Театр требовательно относился к формированию репертуара и не шел на компромиссы даже во имя актуализации афиши.

    Наиболее значимыми постановками первых лет существования театра становятся Соловей Г.-Х.Андерсена, Кошкин дом С.Маршака (1922), Золушка Ш.Перро, Бедность не порок А.Н.Островского (1923), Проделки Скапена Ж.-Б.Мольера, Похождения Тома Сойера М.Твена (1924), Не было ни гроша, да вдруг алтын А.Н.Островского, Гаврош по В.Гюго (1925), Тиль Уленшпигель по Ш.де Костеру, Дон Кихот по М.Сервантесу (1926), Хижина дяди Тома по Г.Бичер-Стоу, Разбойники Ф.Шиллера (1927), Принц и нищий по М.Твену, Плоды просвещения Л.Н.Толстого (1928).

    С коренными преобразованиями действительности изменилось и содержание тюзовского репертуара. В 1920-е годы центральным действующим лицом был беспризорник, позднее подросток, помогающий взрослым восстанавливать страну. Ведущее место в тюзовском репертуаре 1930-х годов начинает занимать пьеса о школьнике. В ЛенТЮЗ приносят свои первые пьесы родоначальники советской детской драматургии – Александра Бруштейн, Евгений Шварц, Борис Житков, Вениамин Каверин. Образ современного героя окончательно утвердился в ТЮЗе с приходом в театр Е.Шварца. В спектакле Ундервуд (1929) по его пьесе было найдено удачное сочетание современной тематики, сценической условности и традиционной для ТЮЗа сказочной формы. Стихия музыки, танцев и акробатики вновь захватила тюзовскую сцену.

    Однако уже в начале 1930-х годов отношения между театром и консервативно мыслящей школьной общественностью накаляются. Педагоги, не вникая в существо эстетических законов, требуют от ТЮЗа создания универсального эталона для подражания, считают воспитательную задачу театра в выработке своеобразного «кодекса положительности», видя именно в этом специфику театра для детей. Полемика в той или иной форме продолжается до 1936, когда театры для детей выходят из системы Наркомпроса и переходят в подчинение Всесоюзного комитета по делам искусства.

    Годы войны театр проводит в эвакуации в Березниках, где продолжает интенсивно работать, выпуская новые спектакли.

    –1950-е годы отмечены появлением целой плеяды пьес о старшеклассниках и молодежи: Ее друзья В.Розова, Аттестат зрелости Л.Гераскиной, Дневник Наташи Соколовой, Взрослые дети А.Зака и И.Кузнецова, Девочки-мальчики Л.Малюгина. В эти же годы в театре начинает работать С.Е.Димант. Современный спектакль для самых младших зрителей, а также театральная сказка и зарубежная классика представлены в ТЮЗе послевоенной поры режиссурой Вейсбрема.