Содержание статьи
Также по теме

ЛЕВИНСОН, БАРРИ

ЛЕВИНСОН, БАРРИ (Levinson, Barry) (р. 1942), кинорежиссер (США).

Родился 6 апреля 1942 в Балтиморе, штат Мэриленд, США. Во время учебы в колледже в Балтиморе работал на телевидении сценаристом. За сценарий к Шоу Кэрол получил две премии «Эмми». Участвовал в создании сценариев к фильмам Мела Брукса Немое кино (1976) и Нормана Джюисона И правосудие для всех (1979). В 1982 настоял на собственной постановке своего сценария Ресторанчик – о молодежной компании в Балтиморе 1959, который и стал его кинодебютом. Теплая, ностальгическая интонация фильма и хорошие актерские работы Стива Гуттенберга и Микки Рурка принесли фильму признание кинообщественности (номинация на «Оскар» за сценарий, призы Национального Совета критиков и гильдии кинокритиков Бостона Микки Рурку за роль второго плана), но зрителя не привлекли. Но следующий фильм Прирожденный игрок, мелодрама об игроке в бейсбол, в который ему удалось привлечь Роберта Редфорда с успехом прошел, и Стивен Спилберг пригласил Левинсона поставить фантастическую комедию Молодой Шерлок Холмс, на тему каким было бы первое дело сыщика с Бейкер-Стрит, если бы он начал его, будучи студентом. Любопытный, но довольно средний фильм выдвигался на «Оскар» за визуальные эффекты. Спустя два года снимает странноватую комедию Жестянщики с Ричардом Дрейфусом и Денни Де Вито. Сняв подряд четыре непохожих друг на друга ни по жанру, ни по стилю киноленты, он ставит перед собой вроде бы невыполнимую задачу – сделать комедию о войне во Вьетнаме и добивается успеха. Герой Доброе утро, Вьетнам! – реальный человек, ди-джей Эдриен Кронауэр, который вел ток-шоу для американских солдат в Сайгоне начала 1970-х. Левинсон добивается яркой актерской работы от Робина Уильямса в роли Кронауэра. Уильямс (в те годы известный как телекомик) создает образ человека, инстинктивно пытающегося противостоять безумию войны через смех – его оружие и щит, которым он пытается заслонить солдат.

Сразу же после этого фильма Левинсон берется за проект, который долго пытались реализовать самые знаменитые режиссеры того времени, в том числе и Спилберг – драму Человек дождя (1988). Фильм, собравший огромные деньги – не редкость. Фильм, который вызвал восторги прессы, тоже не редкость. А вот фильм, который бы одновременно был принят и зрителями, и усыпан разнообразными кинонаградами – явление не столь частое. Чарли Бэббит (Том Круз) – холодный и циничный бизнесмен, на похоронах отца узнает, что у него есть брат Рэймонд (Дастин Хоффман), и он болен аутизмом. Отец завещал все свое огромное состояние не Чарли, а Рэймонду, поэтому Чарли похищает брата из клиники, где тот находится большую часть жизни и требует за него выкуп. Но в ходе общения с братом эгоист и расчетливый делец превращается в человека, способного чувствовать, ценить, понимать, любить. Взяв за основу прекрасный сценарий, Левинсон рассказывает историю очень сдержанно и просто, уделяя главное внимание актерскому дуэту, понимая, что без его успеха фильм не состоится. Две великолепные работы, искренние и точные одновременно, придают фильму достоверность и тепло. Несмотря на все призы, полученные Хоффманом за роль Рэймонда, роль Круза не менее сложная, и с ней он справляется блестяще. Душевная трансформация героя получилась очень убедительной. Человек дождя (сам Левинсон сыграл психиатра, появляющегося в финале фильма) стал лидером мирового кинопроката 1988 и получил четыре «Оскара»: за фильм, режиссуру, оригинальный сценарий и главную мужскую роль (Хоффман), а также Гран-При кинофестиваля в Берлине.

Уже титулованный и уважаемый в индустрии Левинсон снимает Авалон (1991), сагу о русских евреях, эмигрировавших в США в начале 20 в. А через год снова сделал неожиданный ход – создал Багси, биографию весьма любопытной, но не очень длинной жизни гангстера Бенджамена Сигела, основателя индустрии развлечений в Лас-Вегасе, известного под кличкой Багси. На жизнь гангстера Левинсон смотрит холодно и интеллектуально – очень красивый, но безжизненный фильм, несмотря на все его достоинства (в первую очередь актеры: Уоррен Битти в главной роли, Аннетт Бенинг, Харви Кейтель, Бен Кингсли, Джон Монтенья) лишен той ярости и страсти великих гангстерских кинокартин Ф.Копполы и М.Скорсезе. Наверное, поэтому из 10 номинаций на «Оскар» он выиграл только две – за работу художника и костюмы. Грандиозный провал ждет режиссера на следующем проекте – комедии Игрушки. Роскошные работы художников и костюмеров (номинации на «Оскар») не могут спасти нелепый и странный до глупости фильм о владельце фабрики игрушек, пытающемся защитить свое дело от алчного дяди. В прокате фильм провалился. Левинсон уходит на ТВ и продюсирует (и ставит несколько серий) ставший популярным сериал Убойный отдел. В 1994 вернулся на большой экран, выпустив никем не замеченную сатиру на киноиндустрию Джимми Голливуд с Кристианом Слейтером и Джо Пеши и триллер по бестселлеру М.Крайтона Разоблачение, ставший для режиссера долгожданным хитом. Майкл Дуглас играет сотрудника крупной компании, которого отвергнутая им женщина-босс (Деми Мур) обвиняет в сексуальных домогательствах.

В 1996 снял один из своих лучших фильмов Спящие. Действие начинается в 1960-х в одном из бедных кварталов Нью-Йорка. По вине четверых ребят из-за их глупой шутки погибает человек. Они оказываются в колонии для несовершеннолетних, где становятся жертвами насильника-надзирателя. Спустя много лет двое из них, встретив подонка в баре, убивают его. Над ними начинается процесс и двое других друзей из четверки делают все, чтобы обвиняемых оправдали. Спящие – история, эпическая скорее не по размаху, а по деталям и достоверности места действия, характеров, интриги. Это Голливуд в его лучшем виде – одновременно захватывающий, умный и великолепно сыгранный фильм. Актерский ансамбль великолепен: Роберт Де Ниро, Брэд Питт, Витторио Гассман, Дастин Хоффман, Кевин Бэйкон. «Оскар» кинокартину, к сожалению, проигнорировал, но фильм нашел своего зрителя (особенно вне США).

В 1997 режиссер снимает сразу два фильма – крупнобюджетный фантастический триллер по роману того же М.Крайтона Сфера и комедию Плутовство. Рассчитанная на большие сборы в прокате Сфера должна была выйти в ноябре 1997, а куда более скромное в коммерческом плане Плутовство – в начале 1998. Все изменили тест-просмотры. После отвратительного приема находившимися на них зрителями Сферы ее перенесли на 1998 (где она и провалилась, не смог спасти даже звездный актерский ансамбль: Д.Хоффман, Шарон Стоун, Сэмюэл Л.Джексон), а встреченное восторгами Плутовство выпустили в декабре 1997, под «Оскар». Сюжет невероятно похож на события, которые произойдут весной 1999 – нападение США на Сербию. Готовящегося к выборам президента застают с некой особой. Чтобы отвести внимание общественности от этого случая, представители некого отдела специальных ситуаций (Р.Де Ниро и Энн Хеч) решают объявить войну Албании. Не настоящую, правда, а виртуальную. Чтобы она выглядела как можно достовернее, представители приглашают продюсера из Голливуда (Д.Хоффман). В студийном павильоне снимают «документальные» кадры девочки под бомбежкой, записывают нужные песни. В результате в убедительно начатую ими «войну» верит весь мир. Левинсон ставит фильм легко и непринужденно. Все невероятно смешно (особенно эпизод с заключенным (Вуди Харрелсон), которого выдают за героя войны, попавшего в Албании в плен) и в то же время страшно. За свою работу Хоффман получает номинацию на «Оскар». В 1999 снимает Либерти Хейтс, скромную историю жизни в этом районе Балтимора в 1954, также скромно принятую критиками и зрителями. Провалилась в прокате и беспомощная комедия Бандиты, которую не смогли спасти Брюс Уиллис и Билли Боб Торнтон в главных ролях грабителей. А другую комедию Зависть (в главной роли Бен Стиллер) студия боялась выпускать на экраны два года, и действительно, фильм провалился.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (режиссерская)

Ресторанчик (Diner, 1982);
Ресторанчик (Diner, 1983, ТВ);
Прирожденный игрок (The Natural, 1984);
Молодой Шерлок Холмс (Young Sherlock Holmes, 1985);
Жестянщики (Tin Men, 1987);
Доброе утро, Вьетнам! (Good Morning, Vietnam!, 1987);
Человек дождя (Rain Man, 1988);
Авалон (Avalon, 1990); Багси (Bugsy, 1991);
Игрушки (Toys, 1992);
Убойный отдел: жизнь на улицах (Homicide: Life on the Streets, 1993, ТВ-серии);
Джимми Голливуд (Jimmy Hollywood, 1994);
Разоблачение (Disclosure, 1994);
Спящие (Sleepers, 1996);
Плутовство (Wag the Dog, 1997);
Сфера (Sphere, 1998);
Район «Либерти Хейтс» (Liberty Heights, 1999);
Двадцатый век: Вчерашнее завтра (20th Century: The Yesterday's Tomorrows, 1999, ТВ);
Настоящие ребята из ресторанчика (Original Diner Guys, 1999);
Бит (The Beat, 2000, ТВ-серии);
Вечный мир (An Everlasting Piece, 2000);
Бандиты (Bandits, 2001);
Энви (Envy, 2004);
Моя итальянская история (My Italian Story, 2005).

Михаил Водопьянов

Литература

David Thompson. Levinson on Levinson. Faber & Faber, 1993