Также по теме

ЛИЛИНА, МАРИЯ ПЕТРОВНА

ЛИЛИНА, МАРИЯ ПЕТРОВНА (настоящая фамилия Перевощикова, по мужу – Алексеева) (1866–1943), актриса МХТ. Народная артистка РСФСР (1933). Жена (с 1889) и сподвижница К.С.Станиславского.

ОБЩЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Родилась 21 июня 1866 в Москве. Творческий путь начался в 1888 вместе со спектаклями «Общества литературы и искусства», возглавляемого К.С.Станиславским. Но еще в Московском Екатерининском институте выступала в ученических спектаклях. По окончании института стала там же классной дамой, в связи с ухудшением материального положения семьи. Второе выступление Перевощиковой произошло на любительской сцене в комедии В.Крылова Баловень в 1887. Именно тогда родился ее сценический псевдоним. Начинающая любительница окончательно посвятит себя сцене, покинув стены института.

Первые роли в «Обществе литературы и искусства» – Клодина в Жорже Дандене Ж.Б.Мольера, Луиза (Коварство и любовь Ф.Шиллера) и др. На сцене Общества она сложилась в самобытную и тонкую актрису с широким диапазоном ролей – от комедийных до драматических. Исполнительская манера Лилиной в тот период отличалась простотой и естественностью, живым чувством, искренностью и юмором. Ей были свойственны такие качества, как острый ум, изящество движений, безупречный вкус и неприятие фальши.

В ЧЕХОВСКОМ РЕПЕРТУАРЕ

Ко времени создания Московского Художественного театра в 1898 Лилина была уже актриса с именем. Самым органичным образом она вошла в ансамбль нового театра, осознавая масштаб творческих задач, поставленных перед актерами. Огромную роль в творческом становлении актрисы сыграли роли чеховского репертуара, получившие высокую оценку самого Чехова. Прежде всего, это Маша в Чайке (1898) и Соня в Дяде Ване (1999). Она, по отзывам, играла их «как природный поэт», создавая образы характерные и лиричные одновременно. Внутренний трагизм обеих женских судеб раскрывался актрисой через оптимизм, любовь к жизни, жажде света и счастья. Вершиной в чеховском цикле стала роль Наташи (Три сестры, 1901). Если первые чеховские роли Маши и Сони были ей по-человечески близки, то воинственное мещанство Наташи лежало вне ее душевного круга. Актриса приходит к нему через глубокий опыт жизненных наблюдений, постепенно сживаясь с чуждым ей обликом, органически погружаясь в него. В целом ей удалось создать своеобразную трилогию чеховского женского характера, полюса которого были соединены жизненной правдой. Ее дарование было сразу отмечено и оценено современниками-мастерами МХТа: «Лилина очень конкретная, очень реальная актриса, которой равно чужды и беспредметная лиричность и абстрактный гротеск». Особняком в творчестве актрисы стояла роль Ани (Вишневый сад, 1904), выбранная Лилиной за молодой оптимизм героини, бывшей на 20 лет моложе самой актрисы. Автор и режиссеры назначили ее сразу на четыре роли: Ани, Варвары, Шарлотты и Дуняши. В 1911 она сыграла Варю.

МАСТЕР СЦЕНИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА

В пору своей художественной зрелости Лилина в основном выступает в русском классическом репертуаре, как мастер психологического и жанрового портрета. Женские образы Лилиной удалось представить в Горе от ума А.С.Грибоедова, когда она за десять лет (1906–1915) сыграла три роли: служанки Лизы, отличающейся крестьянской хваткой, сметливостью и лукавством, графини-внучки и Хлестовой, уже с преобладанием сатирических красок.

С 1911-1913, со времени зарождения и освоения театром системы Станиславского, к которой Лилина отнеслась с большим пониманием и ответственностью, были сыграны значительные роли: Каренина в Живом трупе Л.Н.Толстого, Дарья Ивановна в Провинциалке И.С.Тургенева, Марья Тимофеевна в Николае Ставрогине (по роману Бесы Ф.М.Достоевского). Все перечисленные роли были сыграны в дуэте с К.С.Станиславским, которого Лилина считала своим учителем, а он ее лучшей своей ученицей. Партнеры ловили «подводное течение» друг друга, играя не словами, а по глубокому внутреннему содержанию, взаимно дополняя и обогащая свои роли тончайшими оттенками.

МАСТЕР ЭПИЗОДА

Начиная со второй половины 1915 до 1925 жизнь МХТ шла с большими осложнениями, чему виной была война, трудный послереволюционный период, когда часть труппы оказалась отрезанной на три года фронтами гражданской войны, наконец, гастрольная поездка в Америку (1922-1924).

Начиная с сезона 1927/1928 Лилина работает только над ролями эпизодического плана. Социальную углубленность приобретают некоторые прежние ее роли, такие как старуха Хлестова. После перерыва, связанного с болезнью Станиславского, она выходит на сцену в 1931 в роли полковницы Карпухиной (Дядюшкин сон Ф.М.Достоевского). Она исполнит эту роль в остросатирической манере. Одна из последних ролей Лилиной (сыграв ее в последний раз, в 1942, актриса покинет сцену) станет роль матери Вронского в спектакле Анна Каренина.

С 1935 преподает актерское мастерство в последней Оперно-драматической студии Станиславского, претворяя на практике новые педагогические приемы великого режиссера. Она берет к постановке со студийцами чеховский Вишневый сад, который по замыслу актрисы приближался к Чехову, т.е. должен был прозвучать как комедия. Несмотря на незавершенность этого труда, спектакль был высоко оценен Станиславским. Работа Лилиной в Студии была прервана начавшейся Великой Отечественной войной.

Станиславский посвятил ей свою книгу Работа актера над собой.

Умерла Лилина 24 августа 1943 в Москве.

Екатерина Юдина

Литература

Мастера МХАТ. М – Л., 1939
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собр.соч. в 8 томах, т.1. М., 1954
М.П.Лилина. Очерк жизни и творчества.М.1960.
Волков Н.Д. Театральные портреты. М.1969.