Содержание статьи
    Также по теме

    ЛИ, ЭНГ

    ЛИ, ЭНГ (Lee, Ang) (р. 1954), тайваньский и американский сценарист, продюсер и режиссер.

    Родился 23 октября 1954 в городе Пингтунг (Тайвань). В 1977 перебрался в Нью-Йорк, окончил курс искусствоведения в Тиш-колледже, получил степень бакалавра искусствоведения и театрального искусства в университете штата Иллинойс. Степень магистра получил в Нью-йоркском университете. Работал как помощник режиссера вместе со Спайком Ли над его студенческим фильмом Парикмахерская Джо: мы отрезаем головы (Joe's Bed-Stuy Barbershop: We Cut Heads, 1983). Энг Ли долго «присматривался»: свой первый полнометражный фильм – мелодраму Толкающие руки (Tui shou, Pushing Hands) снял только в 1992.

    В 1993 Энг Ли снял Свадебный банкет (Hsi yen, Wedding Banquet, 1993), получивший «Золотого медведя» на МКФ в Берлине в номинации «Лучший фильм». Эта эпизод из жизни молодого китайца-гомосексуалиста, приехавшего на заработки в Америку. Он открыто живет со свои другом, когда узнает, что его родители, пожилые китайцы, помешанные на традициях, вот-вот нагрянут в гости. Энгу Ли удалось снять развлекательное жанровое кино и дать тонкие психологические характеристики каждому персонажу, наполнить фильм юмором и драматизмом. Это вывело Свадебный банкет далеко за рамки обычной космополитической кинопродукции. Энг Ли продолжил тему отцов и детей, старого и нового в картине Есть, пить, мужчина, женщина (Yin shi nan nu, Eat Drink Man Woman, 1994), номинировавшейся на «Оскара». Действие происходит уже не в Нью-Йорке, а в крупном тайваньском городе. Старое поколение в фильме представляет вдовец Чу – главный повар дорогого ресторана. Новую генерацию – трое его дочерей. Одна работает учительницей, вторая стюардессой, третья – в забегаловке «Макдоналдс». Все они по-разному относятся к процессу приема пищи. Для Чу это прекрасный неспешный ритуал, близкий к искусству и священнодействию. Для девушек – «фастфуд», закусить и бежать дальше, еда на скорую руку. Отношение к еде определяет их взгляды на мужчин, детей, семью, жизнь вообще.

    Следующая картина Ли – Разум и чувства (Sense and Sensibility, 1995), экранизация известного одноименного романа английской писательницы Джейн Остин. В фильме сыграли Эмма Томпсон, Кейт Уинслет, Хью Грант и другие. Лента получила «Золотого Медведя» Берлинского МКФ и премию «Оскар» за сценарную адаптацию литературного оригинала.

    Ледяной шторм (Ice Storm, 1997), также удостоившийся многих престижных кинопремий и номинаций, посвящен взаимоотношениям полов и поколений. Действие развивается в Америке и рассказывает о двух благополучных семьях. В каждой есть достаток, мать и отец, растут нормальные здоровые дети. Но однажды налетает буря, электричество пропадает, и привычная налаженная жизнь видится совсем под другим углом. В фильме сыграл прекрасный актерский ансамбль: Сигурни Уивер, Кевин Кляйн, Джоан Аллен и Кристина Риччи. В том же году Ли снял еще один фильм – Берлинские дневники, 1940–1945 (Berlin Diaries, 1940–1945).

    Один из самых шумных фильмов Энга Ли – Крадущийся тигр, невидимый дракон (Wo hu cang long, Crouching Tiger, Hidden Dragon, 2000). Фильм посвящен восточным боевым искусствам, получил множество престижных призов и стал главным фильмом 2001. Действие происходит в Пекине эпохи Цин (начало 19 в.). В 2001 Ли снял еще один фильм – Избранный (Chosen, 2001). В 2003 снял фильм Неуклюжий (Hulk). А в 2006 получил «Оскара» за фильм Горбатая гора (Brokeback Mountain, 2005) в номинации лучший режиссер.

    КАДР ИЗ ФИЛЬМА РАЗУМ И ЧУВСТВА    Photofest

    Литература

    Режиссерская энциклопедия кино США. М., 2000