Содержание статьи
    Также по теме

    ЛУКАС, ДЖОРДЖ

    ЛУКАС, ДЖОРДЖ (Lukas, George) (р. 1944), кинорежиссер, продюсер, сценарист (США). Вместе со Стивеном Спилбергом основатель школы постмодернизма в голливудском кинематографе.

    Родился 14 мая 1944 в Модесто, Калифорния (США). Во время учебы в школе увлекся гоночной ездой на автомобилях и всерьез задумывался о том, чтобы стать профессиональным автогонщиком. Однако после аварии, в которой он едва не погиб, Лукас пересмотрел свои планы на будущее и поступил сначала в колледж Модесто, а затем – в киношколу южно-калифорнийского университета. Студенческая работа Лукаса, антиутопия THX-1138, получает Первый приз на Национальном Студенческом кинофестивале. В 1969 вместе с Френсисом Фордом Копполой Лукас основал компанию «Американ Зотроп» (American Zoetrope), первым проектом которой стала полнометражная версия THX-1138 (1971). Фильм не имел успеха в кинопрокате, Коппола начал работать над Крестным отцом, и в 1972 Лукас основал студию «Лукасфильм» (Lucasfilm Ltd.), где снял киноленту Американские Граффити, ставшую сенсацией 1973. Эта полубиографическая история о жизни подростков в маленьком городке в начале 1960-х, идеализировавшая недалекое прошлое, при бюджете в 350 тыс. долларов (продюсер – Френсис Форд Коппола) собрала 115 млн. и получила пять номинаций на премию «Оскар», включая за лучший фильм и режиссуру.

    Успех фильма позволил Лукасу начать работу над его мечтой – проектом Звездные войны, действие которого должно целиком происходить в далекой Галактике, в полностью созданной новой реальности. С 1973 по 1974 он работал над сценариями сразу шести частей (эпизодов) проекта, в то же время пытаясь найти компанию, которая даст средства на их постановку. И получает отказ везде, кроме киностудии «XX век Фокс» (XX Century Fox), на которой был создан один из самых знаменитых фантастических фильмов Планета обезьян (1968). Так как технологии, существовавшие тогда в кино, были явно недостаточны для создания мира Звездных войн, Лукас основывает в 1975 компанию «Индастриал Лайт энд Мэджик» (Industrial Light & Magic), которая приступает к разработке и созданию визуальных эффектов для фильма. Тем временем режиссеру удается уговорить великого английского актера Алека Гиннесса сыграть небольшую роль в своем проекте.

    Премьера кинокартины Звездные войны: Эпизод Четвертый – Новая надежда (Лукас написал шесть частей саги, но начал снимать с четвертой – она показалась киностудии Fox наиболее зрелищной) состоялась в мае 1977. Успех был был оглушительным (хотя руководство студии «XX век Фокс» было недовольно фильмом). Собственно, история зрелищного кино Голливуда отсчитывается до и после Звездных войн. И причины здесь далеко не только в новаторской технологии визуальных эффектов, благодаря которой зрители 1977 смогли увидеть на экране сражения космических кораблей и удивительных существ. Дело в том, что Лукасу удалось провести коренную реорганизацию голливудских жанров зрелищного кино, таких, как пиратский фильм, вестерн, военный фильм, фантастика и соединить их мотивы, характерные ходы и персонажей в одной кинокартине, создав настоящий мир, другую реальность, поражающую воображение. После выхода Звездных войн ни один фантастический фильм не обошелся без их влияния. Успех Лукаса был признан даже Американской Академией Киноискусства, обычно старающейся обходить вниманием фантастические кинопроизведения. Кинолента получила семь премий «Оскар» (визуальные эффекты, звук, специальный приз за звуковые эффекты, художник-постановщик, дизайн костюмов, монтаж, музыка). Кроме того, Лукас выдвигался как режиссер, сценарист и продюсер за лучший фильм, но остался без, вероятно, действительно заслуженных наград.

    Удивительно, но после феномена Звездных войн Джордж Лукас отходит от режиссуры и начинает активно заниматься продюсерской деятельностью. В 1980 он продюсирует эпическую кинокартину одного из своих любимых режиссеров, японца Акира Куросавы (на самурайской киноленте которого Трое негодяев в заброшенной крепости был частично основан сюжет Звездных войн) Кагемуша/ Тень воина, удостоенной Золотой Пальмовой Ветви на кинофестивале в Канне, а также продолжение Звездных войн – фильм Империя наносит ответный удар. Кинокартина имеет огромный успех в мировом кинопрокате и, по мнению многих кинокритиков и фанатов саги, превосходит первую часть в художественном плане. В следующем году Лукас становится продюсером приключенческого фильма своего друга Стивена Спилберга В поисках затерянного ковчега, в котором является также автором сюжета – о бесстрашном докторе археологии Индиане Джонсе, пытающемся не дать в 1936 нацистам завладеть мистическим Ковчегом, способным принести власть над миром. И снова – умопомрачительный успех, пять премий «Оскар» (визуальные эффекты, звук, монтаж звуковых эффектов, монтаж, художник-постановщик) и номинация за лучший фильм года. Невероятной популярностью у зрителей пользуются также третий фильм из саги Звездных войнВозвращение джедая (1983) и продолжение В поисках затерянного ковчегаИндиана Джонс и Храм Судьбы (1984). Тем временем созданная Лукасом компания «Индастриал Лайт энд Мэджик» стала ведущим создателем визуальных эффектов для голливудских студий.

    Далее наступает спад. В кинопрокате проваливаются спродюсированные Лукасом дорогостоящие фантастические киноленты Лабиринт и Утенок Говард, а также кинокартина Френсиса Форда Копполы Такер: человек и его мечта (1988). Сказка Рона Ховарда Уиллоу (продюсер – Джордж Лукас) не имеет того успеха, на который рассчитывали ее создатели. Успехом пользуется лишь третий фильм об Индиане Джонсе – Индиана Джонс и Последний Крестовый поход.

    В январе 1997 Джордж Лукас выпустил на экраны США и Канады восстановленную версию первых Звездных войн. В фильме некоторые устаревшие спецэффекты заменены на более совершенные, обновлен звук и добавлена вырезанная сцена. Успех превосходит все ожидания – фильм, на протяжении нескольких лент доступный на видеокассетах, собирает в кинопрокате 137 млн. долларов. В феврале 1997 вышла обновленная версия Империи наносит ответный удар, в марте – Возвращения джедая. Все это, как выясняется чуть позже, всего лишь выяснение вопроса, способен ли концепт Звездных войн привлечь современного зрителя и в каком масштабе.

    Летом 1999 Джордж Лукас в качестве режиссера и продюсера начал работу над трилогией, являющейся предысторией ставших уже классическими Эпизодов Четвертого (Новая надежда), Пятого (Империя наносит ответный удар) и Шестого (Возвращение джедая) саги Звездных войн. Возможно, это те самые первые три части, сценарии которых написаны Лукасом в середине 1970-х, а возможно, и нет – в этом плане ситуацию ни Лукас, ни кто-то другой не прояснял. В любом случае, в Тунисе начинаются съемки Первого Эпизода Звездных войн. В мае 1999 фильм Звездные войны: Эпизод Первый – Призрачная угроза выходит на экраны США и Канады. Выходу фильма предшествует невиданный ажиотаж – с таким нетерпением, похоже, еще никогда не ждали ни одну кинокартину. Фильм собирает в мировом кинопрокате 925 млн. долларов, заняв второе место после Титаника Джеймса Кэмерона) в списке рекордсменов всех времен. Мнения как критиков, так и зрителей, однако, разделились. Было очевидно, что технологии визуальных и звуковых эффектов шагнули с момента выхода первых в Звездных войн на световые годы вперед. Однако это, пожалуй, единственное достоинство Призрачной угрозы – магия, очарование и та философия, создавшая первоначальной трилогии многомиллионную базу фанатов, ушли. Аналогичыми достоинствами отличается и фильм Звездные войны: Эпизод Второй – Атака клонов, вышедший на экраны в мае 2002. Оценивая не слишком высокий художественный уровень Призрачной угрозы и Атаки клонов, некоторые киноэксперты пришли к выводу, что либо Лукас за годы продюсерской работы утратил режиссерские навыки, а другие – что новые работы просто коммерция, стремление заработать на собственном детище. Скорее всего, дело в другом – ушло само время, когда создатели голливудских аттракционов ставили главной задачей не самодовлеющее зрелище, а создание других, удивительных, фантастических миров, в которых Добро неизменно побеждает Зло и в которых действуют по-настоящему благородные герои. Блокбастерами начала 21 в. становятся в основном циничные холодные киноленты (например, Матрица и Матрица: перезагрузка), трезво оценивающие реальность, персонажи которых не вызывают особой симпатии. Тем не менее, с апреля 2003 Джордж Лукас работает над заключительной частью саги Звездных войн, премьера которой должна состояться в мае 2005.

    Фильмография (режиссерская): Американские граффити (American Graffiti, 1973), Звездные войны (Star Wars, 1977, также исполнительный продюсер), Звездные войны: Эпизод Первый – Призрачная угроза (Star Wars: Episode One – The Phantom Menace, 1999, также исполнительный продюсер), Звездные войны: Эпизод Второй – Атака клонов (Star Wars: Episode Two – Attack of the Clones, 2002, также исполнительный продюсер), Звездные войны: Эпизод Третий (Star Wars: Episode Three, 2005, также исполнительный продюсер).