Содержание статьи
    Также по теме

    ЛУЖСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    ЛУЖСКИЙ, ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (наст. фамилия Калужский) (1869–1931), русский актер и режиссер. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Родился 31 декабря 1869 в Шуе в купеческой семье. Посещал школу при «Обществе искусства и литературы», в сезоне 1890–1891 сыграл на его сцене Карпа в Лесе А.Н.Островского, 2-го мужика в Плодах просвещения Л.Н.Толстого. В актерском даре Лужского привлекали юмористическая импровизация, шутливый экспромт. Всего сыграл здесь 44 роли. Некоторые из этих работ были повторены в МХТ (сэр Тоби в Двенадцатой ночи, 1899). Лужский стал одним из основателей Художественного театра, в труппе которого оставался до конца жизни. В первый сезон играл Ивана Петровича Шуйского в Царе Федоре Иоанновиче А.К.Толстого, Сорина в Чайке А.П.Чехова («играл как очень крупный артист», по словам Немировича-Данченко), Креона в Антигоне Софокла, принца Мароккского в Венецианском купце У.Шекспира. Созданные им образы отличались яркой сценичностью, театральной броскостью деталей (руководители МХТ старались сдерживать и умерять эти актерские свойства). К.С.Станиславский, знавший Лужского с начала театральной карьеры, писал о том, что дар имитатора на первых порах мешал Лужскому найти самого себя, свою индивидуальность. В дальнейшем его талант определился как талант «психологической характерности». Лужский был первым исполнителем Серебрякова в Дяде Ване, Андрея в Трех сестрах и Лебедева в Иванове Чехова, Бессеменова в Мещанах, Бубнова в На дне и Чепурного в Детях солнца М.Горького, старика Фокерата в Одиноких Г.Гауптмана. Несомненными удачами стали его образы Федора Павловича в Братьях Карамазовых (1910), Бартоло в Безумном дне, или Женитьбе Фигаро (1927), Манюкин в Унтиловске Л.М.Леонова (1928). Всего в Художественном театре Лужский сыграл 64 роли. При достаточной занятости в репертуаре актерская судьба Лужского в МХТ складывалась драматично. Станиславский, считал, что вклад Лужского в дело МХТ не был достаточно оценен, особенно его актерский вклад, оттого он и стал «актером, мало в себе уверенным и вечно сомневающимся».

    Режиссурой Лужский начал заниматься еще в «Обществе искусства и литературы» (Горячее сердце Островского). В Художественном театре был сорежиссером 23 спектаклей, работая вместе со Станиславским и Немировичем-Данченко. Особенно удавались ему, по общему признанию, постановки народных сцен (картина Мокрое в Братьях Карамазовых; финальная картина в суде в Живом трупе; массовые сцены в Анатэме; народные сцены в Пугачевщине). Немирович-Данченко ценил в Лужском «острую наблюдательность, богатство жизненной фантазии, типичных житейских подробностей в отдельных фигурах, в обстановке, в эпохе, и яркое умение находить простые и в то же время сценические мизансцены». Успехом пользовался поставленный им совместно с Н.М.Горчаковым (1926) спектакль Продавцы славы Паньоля и Нивуа (Лужский играл в нем господина Башле). Самостоятельные режиссерские пробы: Иван Мироныч (Лужский играл заглавную роль) и Стены (в Художественном театре), Узор из роз (во 2-й Студии). Участвовал в работах Комической оперы (Музыкальной студии Художественного театра, созданной Немировичем-Данченко): в Дочери Анго и в Периколе (сыграл тут вице-короля).

    Административные способности с первых лет жизни театра делали Лужского непременным участником внутренних органов руководства. Особое место занимало его сотрудничество с художниками МХТ: на его даче в Иванькове проходила работа над эскизами и макетами.

    Умер Лужский в Москве 2 июля 1931.

    Литература

    Качалов В.И. О В.В.Лужском. – В кн.: Ежегодник МХАТ: 1943. М., 1945