Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЬВОВА-СИНЕЦКАЯ, МАРИЯ ДМИТРИЕВНА

    ЛЬВОВА-СИНЕЦКАЯ, МАРИЯ ДМИТРИЕВНА (1795–1875), русская драматическая актриса. Актерский путь начала в провинции (Рязань, Кострома). В 1812 ее увидел на рязанской сцене будущий директор императорских театров Ф.Кокошкин. Позднее он помог ей перебраться в Москву и подготовить роль для дебюта (Прелестина в Мизантропе Мольера в переделке Кокошкина на сцене Пашковского театра в бенефис П.Мочалова, 1815). Занятия Львовой-Синецкой с Кокошкиным продолжались: с ним она уехала в Петербург, где участвовала в домашних спектаклях. В 1823 (почти одновременно с М.Щепкиным) была принята в труппу Малого театра на первые роли в драме и комедии; дебют состоялся 23 октября в комедии А.Писарева Лукавин, переделке шеридановской Школы злословия (роль Досажаевой). На исполнительскую манеру Львовой-Синецкой большое влияние оказали ее наставники (Кокошкин, а позднее князь А.Шаховской, воспитывавшие свою подопечную в традициях классицизма) и круг людей, собиравшихся в ее гостиной (И.Крылов, Н.Гнедич, А.Грибоедов, П.Вяземский, С.Аксаков, М.Погодин, И Гончаров и др.).

    Актриса безупречно владела словом: на концертах успешно выступала с декламацией в сопровождении оркестра. Летописец русского театра П.Арапов свидетельствовал: «...выражение сильных страстей рельефно оттенялось в голосе, в натуральных движениях, в прекрасной мимике Синецкой». Значительное влияние на актрису оказали романтический стиль игры ее многолетнего партнера П.Мочалова и «толкующий комизм» правдиво-реалистичного исполнения Щепкина. Как и Мочалов, Львова-Синецкая пренебрегала характерностью, а ее исполнение (как и игра знаменитого трагика) строилось на контрастах, на переходах от кажущегося спокойствия к бурному выражению страстей.

    Для бенефиса Львовой-Синецкой в 1824 Грибоедов в соавторстве с Вяземским написали водевиль Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом, в котором бенефициантка исполнила обе роли – и сестры, и брата. В молодости актриса охотно играла в легких комедиях и водевилях, но в зрелые годы стремилась к драматическим и трагическим образам. Среди ее ролей Мария Стюарт (Мария Стуарт П.-А.Лебрена, 1825), Агнесса (Школа женщин Мольера, 1825), Амалия (Тридцать лет, или Жизнь игрока В.Дюканжа и М.Дино, 1828), княгиня Радугина (Пустодомы А.Шаховского, 1828), Антигона (Эдип в Афинах В.Озерова, 1829), Елизавета Валуа (Дон Карлос, инфант испанский Ф.Шиллера, 1830), Софья (Горе от ума Грибоедова, 1831), Берта (Прародительница Ф.Грильпарцера, 1831), Эйлалия (Ненависть к людям и раскаяние А.Коцебу, 1832), Марина Мнишек (Рука всевышнего отечество спасла Н.Кукольника, 1834), Анна Андреевна (Ревизор Н.Гоголя, 1836, первая исполнительница), Гертруда (Гамлет Шекспира в переводе Н.Полевого, 1837), миссис Пэдж (Виндзорские кумушки Шекспира, 1838) и др. С начала 1840-х годов переходит на роли благородных матерей и старух: синьора Капулетти (Ромео и Юлия Шекспира, 1841), графиня Томская, признанная современниками одним из самых блестящих сценических творений актрисы (Хризомания, или Страсть к деньгам А.Шаховского по Пиковой даме А.Пушкина, 1846), графиня Радомирская (Старая аристократка Ю.Коженевского, 1853), княгиня Тугоуховская (Горе от ума Грибоедова, 1858) и др. В пьесах А.Островского была первой исполнительницей ролей Пелагеи Егоровны (Бедность не порок, 1854), Степаниды (Не так живи, как хочется, 1854) и Бальзаминовой (Праздничный сон – до обеда, 1857). По словам Арапова, «из всех исчисленных драматических ролей заслуженной артистки ни одна не была исполнена на авось...». В 1860 Львова-Синецкая покинула сцену.

    Умерла Львова-Синецкая в Москве 3 (15) декабря 1875.

          МАРИЯ ДМИТРИЕВНА ЛЬВОВА-СИНЕЦКАЯ

    Литература

    Арапов П.Н. Драматический альбом с портретами русских артистов и снимками с рукописей. М., 1850