Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЮБИМОВ, ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ

    ЛЮБИМОВ, ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ (1917–2014), русский режиссер и актер. Народный артист РСФСР (1991), лауреат Государственных премий (1952 и 1997). Создатель и художественный руководитель Театра на Таганке.

    Творческая биография Ю.Любимова складывалась странно и непредсказуемо. Она включает в себя несколько периодов, каждый из которых полностью менял его жизнь. Однако любой из этих периодов сопровождался громким успехом.

    Родился 30 сентября 1917 в Ярославле. В 1922 семья Любимовых переехала в Москву. Первые театральные впечатления Ю.Любимова связаны не только с мхатовской Синей птицей (как у большинства московских детей), но и со спектаклями В.Э.Мейерхольда (Лес, Ревизор, а затем и Дама с камелиями).

    В 1934 Ю.Любимов поступил в студию при МХАТ-2, основателем которой был М.Чехов. Здесь в 1935 состоялся сценический дебют будущего мастера (эпизодическая роль в спектакле Мольба о жизни по пьесе Ж.Деваля). Однако в 1936 МХАТ-2 был закрыт, а студия упразднена. Ю.Любимову пришлось начинать все сначала. В том же 1936 он поступил в училище при Театре им. Евг.Вахтангова. Именно здесь началась его «первая творческая биография», связанная с серьезным актерским успехом. В студенческие годы Ю.Любимов сыграл на сцене театра Вахтангова ряд ролей (спектакли Принцесса Турандот, Много шума из ничего, Человек с ружьем и др.). Тогда же произошла знаменательная встреча со В.Э.Мейерхольдом, обратившим внимание на молодого артиста. В 1937 студент Любимов даже присутствовал на нескольких репетициях Мейерхольда спектакля Борис Годунов. Возможно, это стало провозвестником будущей «режиссерской» биографии Любимова.

    Закончив училище в 1940, он был призван в армию. К началу Великой Отечественной войны был отозван в Ансамбль песни и пляски НКВД. С этим ансамблем прошел всю войну, выступая в роли конферансье и разыгрывая интермедии порой в непосредственной близости от линии фронта.

    Демобилизовавшись, в 1947 возвратился в театр Евг. Вахтангова и стал ведущим артистом труппы. За 18 лет работы в этом театре сыграл около 30 ролей классического и современного репертуара (в пьесах Шекспира, Ростана, Чехова, Горького, Тургенева, Фадеева, Арбузова и многих других авторов). Здесь же, в 1952, был удостоен Государственной (Сталинской) премии за роль Тятина в спектакле Егор Булычов и другие (постановка Б.Захавы). Параллельно с работой в театре много снимался в кино. Его приглашали режиссеры А. Довженко, И.Пырьев, Г.Козинцев, Г.Александров, Н.Кошеверова и многие др. Пользовался большой зрительской любовью, его работы были высоко оценены критикой; официальным признанием стало присвоение звания Заслуженного артиста РСФСР (1954). Как и многие успешные артисты, обратился к режиссуре и театральной педагогике: в 1959 поставил на сцене театра Вахтангова пьесу А.Галича Много ли человеку надо; посещал семинары актера и режиссера мхатовской школы М.Кедрова; стал преподавателем Театрального училища им. Б.Щукина. Именно здесь его подстерегал новый неожиданный поворот в творческой судьбе.

    В 1963 он показал на сцене Щукинского училища спектакль Добрый человек из Сезуана по пьесе Б.Брехта, подготовленный им со студентами третьего курса. 1960-е для советского театра были временем бурного развития, ломки стереотипов и утверждения новой сценической эстетики. Гремели режиссерские имена О.Ефремова, Г.Товстоногова, А.Эфроса. Театральные залы были переполнены, премьеры широко обсуждались общественностью. Однако даже в этой насыщенной театральными событиями атмосфере студенческий спектакль ошеломил театральный мир. Сочетание новаторской эстетики с возрождением традиций В.Э.Мейерхольда, блестящие работы, казалось бы, неопытных студентов, неожиданно уверенная режиссерская рука обласканного официозом артиста привели к небывалому прецеденту: Ю.Любимову было предложено возглавить Театр драмы и комедии, располагавшийся на Таганской площади.

    Трудно вспомнить, каким был Театр драмы и комедии до Любимова. 23 апреля 1964 спектаклем Добрый человек из Сезуана в старом здании открылся новый театр – Театр на Таганке. Так началась новая эра советского театра. Так началась и новая, практически не пересекающаяся с прежней, творческая жизнь Ю.Любимова, теперь уже – в первую очередь режиссера. Каждый таганковский спектакль становится эстетическим событием, вербуя страстных, фанатических поклонников в разных социальных слоях общества – от рафинированных театроведов до ученых-естественников, от политической элиты СССР до самых демократических зрителей. Эстетические приемы Театра на Таганке стали предметом исследования во многих статьях и диссертациях.

    Однако не менее важным оказался и другой талант Ю.Любимова – художественного руководителя и организатора. Основное ядро труппы нового театра базировалась на студентах Любимова только отчасти. Туда вошла и некоторые актеры прежнего театра (в частности, Смехов и Ронинсон), а также – приглашенные, тщательно отбираемые режиссером артисты «со стороны» (Высоцкий, Золотухин, Филатов и мн. др., составившие звездную славу Таганки). Объединить труппу едиными эстетическими принципами, сплотить ее в коллектив единомышленников, исповедующих новую эстетику, было под силу лишь незаурядному руководителю. Тогда же Ю.Любимов создал и уникальный худсовет театра, куда вошли выдающиеся ученые П.Капица и Г.Флеров, известные писатели и поэты А.Твардовский, Н.Эрдман, Ю.Трифонов, Б.Можаев, Ф.Абрамов, Ф.Искандер, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, театральные критики Б.Зингерман, К.Рудницкий и А.Аникст, композиторы А.Шнитке и Э.Денисов, кинорежиссеры С.Параджанов и Э.Климов. Никто из них не был т.н. «свадебным генералом»: каждый член художественного совета вносил свою лепту в становление и общественное признание Театра на Таганке.

    Театр Ю.Любимова, по выражению Н.Эйдельмана, стал «островом свободы в несвободной стране»; с каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным; запреты спектаклей, общественные просмотры, борьба за их разрешение перешли из сферы собственно театральной в сферу социально-политическую, приобрели громкое общественное звучание. «Таганка» и ее спектакли стали знаменем прогрессивно мыслящей либеральной интеллигенции. Не последнюю роль в этом сыграл и актер театра В.Высоцкий, чья популярность в 1970-е охватывала абсолютное большинство населения страны.