Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЮБШИН, СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ

    ЛЮБШИН, СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ (р. 1933), русский актер театра и кино, кинорежиссер. Народный артист РСФСР (1981). Родился 6 апреля 1933 в Москве. В 1959 окончил Театральное училище им. М.С.Щепкина. Был актером театра «Современник» (1959–1963), Театра на Таганке (1964–1967), Театра им. М.Н.Ермоловой (1974–1977), Театра на Малой Бронной (1977–1979). С 1980 играет во МХАТе.

    Хотя на счету актера было уже несколько удачных работ, известность к Любшину пришла после роли, сыгранной в фильме М.Хуциева Мне двадцать лет (Застава Ильича). Фильм этот стал своеобразным дебютом целого поколения кинематографистов (достаточно вспомнить, что даже эпизодические роли там исполнили режиссеры А.Тарковский и А.Кончаловский и сценаристы П.Финн и Н.Рязанцева).

    Впоследствии, после триумфального успеха фильма Щит и меч, где Любшин создал образ советского разведчика Иоганна Вайса (он же – Александр Белов), как бы другими глазами были увидены роли актера в картинах Третья ракета, Большая руда и Альпийская баллада, снятых ранее. По достоинству оценены были и особое, присущее актеру обаяние, и современная, острая, но психологически тонкая и сдержанная манера игры.

    Значительным для становления актера оказался образ комиссара Амелина из ленты Красная площадь (Два рассказа о рабоче-крестьянской армии). Точная кинематографическая проза Ю.Дунского и В.Фрида давала возможность сыграть не просто иной характер, но человека с иной психологией, данника высокой идеи, неизбежно обреченного на смерть, ибо жертвенность его и абсолютная честность перед самим собой, словно в классической трагедии, заранее определяли его судьбу.

    Интересно то, как разные режиссеры использовали внешние данные Любшина. Трактовки давались в один и тот же период едва ли не взаимоисключающие. Если в картине Монолог актер сыграл молодого ученого Котикова, в фильме Печки-лавочки сына профессора, а в картине Пять вечеров за спиной его героя Александра Петровича Ильина угадывается долгий лагерный срок, искалеченная судьба, то в фильмах Ксения, любимая жена Федора, герой Любшина отнюдь не интеллигент, а в картине Позови меня в даль светлую (чрезвычайно удачный дебют актера в кинорежиссуре) герой его, неплохой человек, но неудачник, к тому же алкоголик, теряющий себя, лишь по внешности схож с горожанином и интеллигентом.

    Отдельно стоят роли, сыгранные Любшиным в экранных версиях чеховской прозы. Образы, созданные им в лентах Моя жизнь, Степь, Черный монах и Три года следует отнести к несомненным удачам. Они убедительны, актерский темперамент как нельзя лучше подходит к материалу.

    Образ Дяди Вовы, Владимира Николаевича Машкова, созданный в картине Кин-дза-дза, свидетельствует, что Любшин превосходно играет и в эксцентрических фильмах.

    Ныне актер редко снимается – все реже встречается хорошая кинодраматургия, все меньше возможностей работать у талантливых режиссеров с собственным творческим почерком. Фильм В.Мельникова Царевич Алексей, где актер сыграл последнюю на данный момент роль, относится к редким исключениям из этого правила.

    Евгений Перемышлев

    СТАНИСЛАВ ЛЮБШИН  actors.khv.ru

    Литература

    Актеры советского кино, вып. 8. М., 1972
    Бартенева Е.С. Любшин. М., 1973