Содержание статьи
    Также по теме

    ЛЮМЕТ, СИДНЕЙ

    ЛЮМЕТ, СИДНЕЙ (Lumet, Sidney) (р. 1924), североамериканский режиссер, сценарист, продюсер.

    Родился 25 июня 1924 в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, в семье актера и танцовщицы. Играл на театральной сцене с четырех лет. В 1930-х участвовал в некоторых удачных бродвейских постановках. В 1947 возглавил группу актеров, бывших учеников студии Ли Страсберга, недовольных его актерской методикой. В 1950 начал работать постановщиком на телеканале CBS. К середине 1950-х стал одним из самых заметных телережиссеров. В 1957 дебютирует в большом кино постановкой фильма Двенадцать разгневанных мужчин. Действие, снятой в тогда еще развивающемся жанре судебной драмы, кинокартины практически полностью происходит в одной комнате, где собираются для обсуждения и вынесения приговора присяжные. Один из них (Генри Фонда) пытается доказать, что подсудимый невиновен, другой (актер Ли Джей Кобб) требует для него смертной казни. Заслуга Люмета, во-первых, в создании атмосферы столь накаленной, что несмотря на камерность, фильм смотрится на одном дыхании. И во-вторых, в мастерской работе с актерами, от которых режиссер добился создания полноценных, живых, ярких характеров. Двенадцать разгневанных мужчин получили Гран-При кинофестиваля в Берлине «Золотой медведь» и выдвигались на «Оскар» в номинациях лучший фильм, режиссура и адаптированный сценарий. Несмотря на впечатляющий успех кинодебюта, продолжил работать на ТВ, периодически совмещая это занятие с постановкой кинофильмов. Безусловная удача - драма Ростовщик, о еврее, которого мучают воспоминания о концлагере. В центре фильма - мощная актерская работа Рода Стайгера («Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Берлине, номинация на «Оскар»). В 1965 снимает в Великобритании свой, возможно, лучший фильм Холм, притчу о вечном противостоянии личности и системы. Действие происходит во время Второй мировой войны в английском дисбате где-то в африканской пустыне. Самым изматывающим наказанием считается многочасовое (пока наказанный не лишится чувств от усталости и солнца) восхождение на песчаный холм и спуск с него. Между одним заключенным (Шон Коннери) и садистским начальником лагеря назревает конфликт. Операторская работа великолепна, но для создания настоящего драматического накала Люмет использует в первую очередь актеров, добиваясь от Коннери одной из лучших ролей его карьеры. Сотрудничество с Коннери Люмет продолжил в детективе Пленки Андерсона.

    В 1970-е он неожиданно становится одним из ведущих постановщиков США благодаря серии кинокартин, отразивших социальные и культурные перемены в стране. В Серпико речь идет о честном полицейском (чья борода и длинные волосы напоминают скорее хиппи, чем копа) безуспешно пытающемся противостоять своим коррумпированным коллегам. И, как всегда у Люмета, основное достоинство фильма - блестящая актерская работа, на этот раз - Аль Пачино. Кассовый успех фильма и успех у критики вызван все же другим, история о коррупции идеально попала в струю настроений американского общества того времени, утратившего веру в госаппарат. Экранизация романа Агаты Кристи Убийство в Восточном экспрессе сделана на волне популярности ретро-жанра (Крестный отец, Китайский квартал). Роскошный визуальный ряд и созвездие знаменитых актеров (которые не просто позируют, а создают запоминающиеся образы) во главе с сыгравшим Эркюля Пуаро Альбертом Финни, безукоризненно управляемые Люметом, позволили создать классический образец кинодетектива. В следующем же году - новый успех, криминальная драма Собачий полдень. В совершенно отличной от Убийства в Восточном экспрессе стилистике он воссоздает реальные события попытки ограбления банка, сделанной гомосексуалистом, чтобы добыть деньги на операцию по изменению пола для его партнера. Своей наивысшей точки популярности достигает в сатире на нравы телевидения и масс-медиа в целом Телесеть. В поставленном по сценарию известного драматурга Пэдди Чаевски фильме рассказывается о телеведущем, сходящем с ума и благодаря этому ставшем чрезвычайно популярным у зрителей. Как и другие социальные работы Люмета, Телесеть давно утратила актуальность. Но то, что не подвластно времени - это игра замечательного актерского ансамбля, трое участников которого (Питер Финч за главную мужскую роль, посмертно, Фэй Данауэй за главную женскую роль и Беатрис Страйт за женскую роль второго плана) были удостоены «Оскаров», а актер Нед Битти, был выдвинут на эту премию в категории роль второго плана за участие во всего лишь одной сцене фильма, ни разу не появляясь на экране крупным планом.