Содержание статьи
    Также по теме

    МАСКИ

    МАСКИ, драматическое представление, достигшее расцвета в 16 – первой половине 17 вв. в Италии и при дворе Стюартов в Англии, в эпоху Якова I и Карла I. В классическом представлении масок музыка, поэзия, танец, роскошные костюмы, искусно сделанные декорации и машины создают ощущение великолепия, яркости и царственного благородства. Многие маски эпохи Стюартов были показаны лишь один или два раза при дворе, часто во время торжественного пиршества.

    Маски восходят к средневековым мистериям и мираклям: на сцене или на стоящих в ряд повозках устраивалось несколько игровых площадок, возле которых стояли зрители. Актеры, разыгрывая эпизод за эпизодом, переходили с одной площадки на другую. С середины 16 в. в Англии среди придворных появляется обычай надевать во время королевских пиров костюмы животных, растений, аллегорических или мифологических персонажей и приглашать присутствующих принять участие в заранее отрепетированных танцах. Такой эпизод есть в Генрихе VIII Шекспира (акт I, сц. 4). Часто в пиршественный зал вкатывали повозки или передвижные сцены с декорациями, и на них разыгрывалось представление. Спектакль сопровождался стихотворным текстом, пояснявшим смысл происходящего.

    В 1606 король Яков I повелел перестроить Пиршественный дворец (Банкетинг-Хаус) королевы Елизаветы I, и до пожара 1619 здесь игрались маски. В 1622 И.Джонс отделал для короля Банкетинг-Хаус в Уайтхолле. В этом здании, сохранившемся до сих пор, были сыграны многие маски эпохи Стюартов.

    Много великолепных масок было написано Б.Джонсоном (1573–1637) – Маска тьмы (1605), Гименей (1606), Оберон (1611), Возвращение золотого века (1616) и др. Маски писали С.Даниэл, Дж.Ширли, Т.Миддлтон и др. По прошествии трехсот лет литературный уровень всех этих пьес, кроме Комуса Д.Мильтона, кажется весьма посредственным.

    Важный вклад в развитие представлений масок внес английский художник и архитектор И.Джонс (1573–1652), обладавший замечательной способностью вообразить и создать зримое соответствие словесным образам.

    Литература

    Боянус С.К. Внешний обиход придворного театра времен королевы Елизаветы. – Ежегодник Петроградских государственных театров. Сезон 1918–1919. Пг., 1920
    Грубер Р.И. Всеобщая история музыки, ч. 1. М., 1960