Содержание статьи
    Также по теме

    МАТВЕЕВ, ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ

    МАТВЕЕВ, ЕВГЕНИЙ СЕМЕНОВИЧ (1922–2003), русский кинорежиссер, сценарист, актер театра и кино. Народный артист СССР (1974). Родился 8 марта 1922 в с. Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Работал статистом в Херсонском театре. Учился в Киевской киноактерской школе при Киевской киностудии художественных фильмов (1940–1941). После демобилизации работал в труппе Тюменского драматического театра (1946–1948) и Новосибирского театра «Красный факел» (1948–1951). В 1952–1968 актер Малого театра. Руководил мастерской актерского факультета ВГИКа (с 1976); профессор (с 1985). Избирался секретарем правления Союза кинематографистов СССР (с 1976).

    Фигура чрезвычайно заметная в советском кинематографе, Матвеев сыграл в кино всего около четырех десятков ролей. Однако различные образы, в конце концов сложившиеся в единый тип матвеевского героя, и чуть форсированная, с кипением страстей и взрывчатостью манера игры пришлись по душе зрительской аудитории. Кажется, Матвеев-актер владеет всего двумя красками – суровая мужская сдержанность, подразумевающая ответственность за свои поступки, зрелую рассудительность, надежность, каковы оперативник Лобанов из фильма Дело «пестрых» (реж. Н.Досталь, 1958) и Владимир Федотов из мелодрамы Родная кровь (реж. М.Ершов, 1963), либо вспыльчивость, страстная убежденность, граничащая порой с авантюризмом, – Нагульнов из фильма Поднятая целина (реж. А.Иванов, 1961) и Василий Гулявин из фильма Ярость (реж. Н.Ильинский, 1965–1967). Но и то и другое – различные проявление русской натуры, национального характера, как понимает его Матвеев, всегда убедительный в этих ролях. Обретя идею, ради которой стоит жить, встретив женщину, которой хочется поклоняться, матвеевский герой находит опору в жизни. Если же его чувство не нашло отклика, он затаит свою боль, и его страстность выдаст разве только пылающий взгляд (герой Матвеева в фильме Л.Кулиджанова Дом, в котором я живу, 1957).

    Особое отношение к Матвееву рождает его работа в качестве режиссера, открыто провозглашаемые принципы, которыми он руководствуется в своих картинах. Начиная с первого поставленного им фильма Цыган (1967; по опросу журнала «Советский экран», Матвеев и Л.Хитяева, исполнившие главные роли, признаны лучшим актером и лучшей актрисой 1967; Диплом Союза журналистов Армении на II КФ республик Закавказья и Украины в Ереване, 1968), Матвеев уходил от кино элитарного, авторского, ища в зрителях сочувствия, сопереживания тому, что происходит на экране, и потому не только не чурался мелодраматизма, но в полной мере использовал устоявшиеся, еще эффективные сюжетные схемы и мотивы. Насколько он точен в выборе материала для сценария, показывают несколько сделанных впоследствии по книге А.Калинина одноименных экранизаций, пользующихся неизменным успехом. Даже казалось бы в узкой для постановщика революционной теме он выделяет именно мелодраматический элемент, снимая ленту Почтовый роман (1969; Приз и 1-я премия за лучший историко-революционный фильм на ВКФ в Минске, 1970; Золотой диплом кинофестиваля в Осаке, 1991) о взаимоотношениях лейтенанта Петра Шмидта и женщины, с которой тот случайно познакомился в поезде. Не случайно и то, что для очередной экранизации Матвеев выбрал романы П.Проскурина: личные пристрастия режиссера были помножены на тонкое знание конъюнктуры. Составившие дилогию картины Любовь земная (1974) и Судьба (1977; специальный приз жюри актеру и режиссеру Матвееву на XI ВКФ в Ереване, 1978) отмечены Золотой медалью имени А.П.Довженко и Государственной премией СССР (1979). Отмечены также превосходно вписавшиеся в исторический момент фильмы Особо важное задание (1980; 1-й приз на Всесоюзном смотре-конкурсе фильмов о рабочем классе в Ярославле, 1981) и Победа (1984; Специальный диплом и диплом оргкомитета ВКФ в Минске, 1985).

    Знание механизмов успеха и законов, по которым действуют подобные механизмы, не дало Матвееву потеряться в период распада советского кинематографа. Мелодраматизм, рассчитанный на сопереживание, положенная в основу сюжета простая и важная мысль – дайте людям жить спокойно на своей земле, узнаваемые актеры и несложные ситуации характерны для фильмов, составивших своеобразную трилогию Любить по-русски (1995), Любить по-русски 2 (1996; Приз «Золотая арча» за лучшую мужскую роль, присужденный Матвееву на XII МКФ в Ташкенте, 1997) и Губернатор (1999). Между тем «конфликтовали» с местной мафией еще герои его мелодрамы Чаша терпения (1989), снятой в самый разгар «перестройки». Матвееву-актеру часто поминали исполнение роли Л.И.Брежнева в фильме Солдаты свободы (1976), хотя позднее он сыграл того же деятеля в разоблачительном фильме Клан (реж. А.Воропаев, 1991).

    Матвеев был награжден Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых «За создание образа современника в фильмах последних лет» (1974), Золотой медалью имени А.П.Довженко за фильм Высокое звание (реж. Е.Карелов, 1974), по опросу журнала «Советский экран» за участие в фильме Сибирячка (реж. А.Салтыков, 1972) назван лучшим актером 1974, а на кинофестивале «Созвездие» в 1995 получил приз Гильдии актеров кино России «За вклад в профессию».

    Умер 1 июня 2003 в Москве.

    Евгений Перемышлев

     ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ   actors.khv.ru

    Литература

    Стишова Е. Е.Матвеев. М., 1973
    Исаева К. Е.Матвеев. М., 1980
    Матвеев Е. «Дайте нам умереть, а потом делайте что хотите…». – Искусство кино, 1993, № 1
    Лаврентьев С. Евгений Матвеев как зеркало реванша. – Искусство кино, 1996, № 2
    Матвеев Е. Жить по-русски. М., 1999