Содержание статьи
    Также по теме

    МЕССЕРЕР, БОРИС АСАФОВИЧ

    МЕССЕРЕР, БОРИС АСАФОВИЧ (р. 1933), русский театральный художник. Член-корреспондент Академии Художеств СССР (1991), народный художник РФ (1994), лауреат Государственной премии РФ (1995). Родился 15 марта 1933 в Москве, сын артиста балета и балетмейстера А.Мессерера и актрисы немого кино А.Судакевич. Окончил Московский архитектурный институт (1956), где учился у А.Дейнеки, посещал мастерскую графика А.Фонвизина. В 1956–1957 в составе авторской группы (А.Гончаров, А.Васнецов, В.Эльконин, И.Бруни) работал над панно Москва для главного павильона выставки «EXPO-58» в Брюсселе. Первой театральной работой стал спектакль Третье желание В.Блажека в «Современнике» (постановка Е.Евстигнеева, 1960). В дальнейшем сотрудничество Мессерера с «Современником» продолжилось, им были оформлены спектакли Белоснежка и семь гномов Л.Устинова и О.Табакова (постановка Табакова, 1961), Старшая сестра А.Володина (постановка Б.Львова-Анохина, 1962), Назначение Володина (постановка О.Ефремова, 1963), Сирано де Бержерак Э.Ростана (постановка Ефремова и И.Кваши, 1964), Принцесса и дровосек М.Микаэлян и Г.Волчек (постановка Волчек и О.Даля, 1969).

    После сотрудничества с «Современником» Мессерер работал над сценографией к спектаклям разных театров, в том числе: Неоконченный диалог В.Чичкова (реж. Е.Симонов, 1976) и Три возраста Казановы по М.Цветаевой (реж. Е.Симонов, 1985) – в Театре им. Евг.Вахтангова; Дальше – тишина В.Дельмар (реж. А.Эфрос, 1969) и Орнифль, или Сквозной ветерок Ж.Ануя (реж. С.Юрский, 1986) – в Театре им. Моссовета; Малыш и Карлсон, который живет на крыше А.Линдгрен (постановка М.Микаэлян, 1968), Самоубийца Н.Эрдмана (реж. В.Плучек, 1982, возобновлен в 1987), Трибунал В.Войновича (реж. Плучек, 1989) – в Театре Сатиры; Парусиновый портфель М.Зощенко (реж. О.Ремез, 1966), Похождения бравого солдата Швейка Я.Гашека (реж. Ремез, 1971), Недоросль Д.Фонвизина (реж. Ремез, 1975) – в Театре им. Пушкина; Покровские ворота Л.Зорина (реж. М.Козаков, 1974) – в театре на Малой Бронной; Круг С.Моэма (реж. Т.Ахрамкова, 1988), Валенсианские безумцы Л.де Веги (реж. Ахрамкова, 1990), Горбун С.Мрожека (реж. А.Гончаров, 1991) – в театре им. Маяковского и др.

    Начав в начале 1960-х годов в «Современнике» сотрудничество с Ефремовым, Мессерер позже его продолжил, оформив спектакли возглавляемого Ефремовым МХАТа Сладкоголосая птица юности Т.Уильямса (постановка В.Шиловского, 1975), Принц и нищий С.Михалкова по М.Твену (постановка Л.Танюка, 1980), Трагики и комедианты В.Арро (постановка Н.Скорик, 1991), Последняя ночь Отто Вейнингера Е.Соболя (реж. Г.Бессер, 1991), Осколки разбитого вдребезги, композиция Я.Смоленского по А.Аверченко (реж. Р.Сирота, 1991), Из жизни дождевых червей П.-У.Энквиста (реж. М. Кочетков, 1991), Горе от ума А.Грибоедова (постановка Ефремова, 1992), Молочный фургон не останавливается больше здесь Уильямса (постановка В.Долгачева, 1993), Мишин юбилей А.Гельмана и Р.Нельсона (постановка Ефремова, 1994), Борис Годунов Пушкина (постановка Ефремова, 1994), Преступление и наказание по Ф.Достоевскому (реж. В.Сергачев, 1996), Привидения Х.Ибсена (реж. Скорик, 1999). В 1990–1997 Мессерер – главный художник МХАТ им. Чехова.

    Мессерер является также автором сценографии к ряду оперных и балетных спектаклей. На премьере первого оформленного им балета Подпоручик Киже С.Прокофьева в Большом театре (балетмейстеры А.Лапаури, О.Тарасова, 1963) А.Тышлер сказал: «Родился новый художник». Сотрудничество с музыкальными театрами было плодотворным: Золушка Прокофьева (Тбилисский театр оперы и балета им. Палиашвили, балетмейстер В.Чабукиани, 1966), Кармен-сюита Ж.Бизе–Р.Щедрина (Большой театр, балетмейстер А.Алонсо, 1967), Ромео и Джульетта Прокофьева (Тбилисский театр им. Палиашвили, балетмейстер Д.Дадишкилиани, 1969), Левша Б.Александрова (Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова, балетмейстер К.Сергеев, 1976), Спартак А.Хачатуряна (Ереванский театр оперы и балета им. Спендиарова, балетмейстер В.Галстян, 1978), Щелкунчик П.Чайковского (Театр «Кремлевский балет», балетмейстер А.Петров, 1993), Конек-Горбунок Щедрина (Большой театр, балетмейстер Н.Андросов, 1999) и др. Среди зарубежных работ Пиковая дама (Лейпциг, 1964) и Лебединое озеро Чайковского (София, 1981).

    Мессерер оформил телевизионные фильмы и спектакли Уступи место завтрашнему дню (Дальше – тишина) (реж. А.Эфрос, 1969), Феерическая комедия (Клоп) (реж. С.Юткевич, 1971), Лев Гурыч Синичкин (реж. А.Белинский, 1974), Двенадцать стульев (реж. М.Захаров, 1980) и др.

    Многие годы занимался оформлением книг. В 1980 участвовал в издании журнала «Метрополь» вместе с Б.Ахмадуллиной, А.Битовым, В.Ерофеевым и др. Работал и как художник-мультипликатор, создавал костюмы для ансамблей народного танца. Много занимался станковой живописью, графикой, коллажем, инсталляцией. Участник московских, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставок, в том числе в Лондоне, Сан-Паулу, Праге, Милане, Венеции, Эдинбурге, Бостоне. Персональные выставки Мессерера: МОСХ РСФСР (Москва, 1981), Выставочный зал Союза Художников (Москва, 1983), Выставочный зал Союза Художников Грузии (Тбилиси, 1984), Дворец искусств (С.-Петербург, 1989), Центральный Дом Художника (Москва, 1990), Государственный Музей изобразительных искусств им. А.Пушкина совместно с Российской Академией Художеств (2000).

    См. также МЕССЕРЕР, АСАФ МИХАЙЛОВИЧ.

     ИТАР-ТАСС     БОРИС АСАФОВИЧ МЕССЕРЕР

    Литература

    Мессерер Б. Каталог выставки. Мастерская на Поварской. Ростов-на-Дону, 1994
    А.О. Б.А.Мессерер. – В кн.: Театр революции – Театр Драмы – Театр им. Вл.Маяковского. Весь театр за 75 лет. Энциклопедический словарь. М., 1999