Содержание статьи
    Также по теме

    МИЛЬТИНИС, ЮОЗАС ЙОНОВИЧ

    МИЛЬТИНИС, ЮОЗАС ЙОНОВИЧ (Miltinis, Juozas) (1907–1994), литовский режиссер, актер, театральный педагог. Заслуженный артист Литовской ССР (1948), народный артист Литовской ССР (1965), народный артист СССР (1973).

    Родился 3 сентября 1907 в деревне Дабикине, Литва. Упрямство, трудолюбие и целеустремленность он сохранил на всю жизнь. В начале 1930-х он оказался в труппе театра Шауляя, откуда был вскоре уволен за профессиональную непригодность. В 1931 окончил студию при Каунасском театре. В 1932 без денег, не зная языка, он уехал из буржуазной Литвы в Париж, где поступил в Сорбонну на курс искусств, но вскоре перешел учиться актерскому мастерству в студию Шарля Дюллена. Денег ему едва хватало на еду – один из литовских друзей Мильтиниса посылал ему крохотную стипендию. Его соучениками и друзьями были Ж.-Л.Барро, Ж.Вилар, П.Валери, Ж.Капо, П.Пикассо. Мильтинис выучил французский язык, потом английский и итальянский (а через два года он поставил в Сорбонне О.Уайльда на английском), снимался статистом в фильмах вместе с Барро, участвовал в пантомиме в спектаклях театра «Старая голубятня», готовил самостоятельные отрывки из Мольера, ходил в музеи и на лекции по искусству. Так прошло пять лет, и все это время Мильтинис мечтал о создании театра европейского уровня на родине. Однако когда он попытался вернуться в Шауляй, выяснилось, что там его идеи никому не нужны. Он снова уехал – теперь уже в Лондон.

    Окончательное он вернулся в Литву в 1939, когда в Европе началась война. В 1939–1940 руководил театральной студией в Каунасе. В 1940, после установления советской власти в Литве, было решено организовать новый драматический театр в Паневежисе, и Мильтинис получил предложение этот театр возглавить (впоследствии театру было присвоено его имя). Он согласился и уехал в Паневежис с группой артистов-любителей, которые составили ядро студии, а потом и труппы нового театра. В наличии было только небольшое здание с крохотным залом на 320 мест. Все остальное нужно было начинать практически с нуля.

    Актеров поселили в монастыре, да и уклад их жизни был аскетичным, с напряженной учебой (не только актерскому мастерству, но и иностранным языкам, истории культуры, хорошим манерам), жестким диктатом руководителя студии и даже его фактическим запретом на личную жизнь. Известный актер Д.Банионис позже вспоминал, что Мильтинис ввел правило: никаких семей в театре, поскольку это могло привести к интригам. Аскетизм распространялся и на творческую жизнь актеров: не приветствовались контакты с публикой – актер должен оставаться загадкой, по окончании спектакля не поднимался занавес для выхода актеров на поклоны – нельзя было смазывать впечатления от спектакля.

    Мильтинис не брал в театр профессиональных актеров, на паневежисской сцене играли его воспитанники. При этом строгого учебного плана в студии не существовало, как и определенного срока обучения: Мильтинис полагал, что разным людям необходимо разное время для овладения профессией. Т.н. «студийные часы» (утренние учебно-профессиональные занятия) были введены в правило для всех актеров, репетиции шли после обеда. Но и во время репетиций (для которых этюдный метод был обязательным) актеры оставались учениками режиссера, требовавшего безоговорочного доверия и не допускавшего возражений. Правда, знал своих учеников он досконально, этому способствовали обсуждения прожитой за неделю жизни. Для Мильтиниса была важна личность ученика, он много требовал, но и много давал. Так, при выезде на первые гастроли в 1948 Мильтинис водил труппу по Ленинграду, рассказывая об архитектуре, считал обязательным просмотр лучших спектаклей Москвы и Ленинграда. Сам режиссер не просто смотрел каждый спектакль своего театра, но и вел спектакли как помощник режиссера, позже давая советы каждому из актеров. Он умел делать в театре все, даже собственноручно красил ткани для костюмов, считая, что быть в спектакле мелочей не может.

    Однако в 1939 студийцы осваивали профессию с азов. На подготовку к открытию театра ушло около двух лет, первый спектакль – Падь серебряная Н.Погодина состоялся 1 марта 1941. 22 июня началась война, в Литву пришли немцы. Театр продолжал работать и при немцах, и после освобождения. Поначалу на спектакли приходило около 20 зрителей, но постепенно он становился популярным. В 1940 – начале 1950-х Мильтинис поставил спектакли Вольпоне Б.Джонсона, Ревизор Гоголя, Жорж Данден Мольера, Гроза проходит Ю.Паукштялиса, Женитьба Белугина А.Островского, Как закалялась сталь по Н.Островскому, Наследники Рабурдена Э.Золя и др. В 1948 состоялись большие гастроли в Ленинграде и Вильнюсе.

    Казалось, пришел успех. Однако в 1953 министр культуры Литовской ССР приказал пересмотреть репертуарную политику театра, в 1954 Мильтинис был снят с поста главного режиссера театра (но ему разрешили закончить спектакль Чайка). Он был переведен на должность режиссера дубляжа Литовской киностудии. Мильтинис переписывался со своими учениками-актерами, снова начал ставить спектакли, только под чужим именем – на афише в постановщиках числились его ученики. К этому периоду, в частности, относится постановка Гедды Габлер Г.Ибсена, одного из лучших его спектаклей, продержавшегося в репертуаре театра около десяти лет.

    В 1959 Мильтинис вернулся в театр и поставил блестящие спектакли Иванов А.Чехова и Макбет У.Шекспира. А в 1965 произошло счастливое событие, перевернувшее судьбу режиссера и всего театра. Этим событием стала почти случайная поездка столичных театральных критиков в Паневежис на пути из Вильнюса в Ригу. В состав группы входила известный театральный критик Н.Крымова, которая и опубликовала хвалебную статью о театре Паневежиса в газете «Известия». Мнение столичной прессы оказалось определяющим, Мильтиниса начали хвалить – даже за то, за что ругали раньше. В этом же году он был удостоен Государственной премии Литовской ССР, на Литовской киностудии сняли документальный фильм о режиссере. Началось и строительство нового здания театра. На спектакли Мильтиниса стали приезжать зрители со всей страны, теперь даже жители Паневежиса не всегда могли попасть в свой театр. Кроме бережно сохраняемых в репертуаре прежних спектаклей, Мильтинис поставил новые: Там, за дверью В.Борхерта, Франк V Ф.Дюрренматта, Пляска смерти Ю.Стриндберга и др.

    Мильтинис воспитал таких замечательных актеров, как: Д.Банионис, С.Петронайтис, Е.Шулгайте, Б.Бабскаусас, А.Масюлис, К.Виткус, Р.Зданавичюте и др. Его ученики В.Бледис и Г.Карка, кроме актерской деятельности, пришли к режиссуре, а С.Космаусас стал директором театра. Многие из них снимались в кино – художественные принципы работы Мильтиниса с актерами оказались благоприятными для формирования их кинематографического успеха. Мильтинис, при всей жесткости и деспотичности своего характера и ревностного отношения к театру, не препятствовал съемкам своих актеров в кино.

    Вышел на пенсию в 1980, жил замкнуто. Умер в 1994 в Паневежисе. Свою огромную библиотеку он завещал городской библиотеке Паневежиса.

    Татьяна Шабалина

    Литература

    Крымова Н. Секреты Паневежиса. В кн., ее же: Имена. Рассказы о людях театра. М., 1971
    Портреты режиссеров. Завадский, Мильтинис, Равенских, Любимов. М., 1977