Содержание статьи
    Также по теме

    МИТТА, АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ

    МИТТА, АЛЕКСАНДР НАУМОВИЧ (наст. фамилия Рабинович) (р. 1933), русский кинорежиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Лауреат премии ВЛКСМ (1966, 1972). Родился 28 марта 1933 в Москве. В 1955 окончил инженерно-строительный факультет МИСИ им. В.Куйбышева, работал карикатуристом в различных журналах (опыт впоследствии пригодился – для лучших фильмов Митты характерен контрапункт изображения и слова, действия и комментария к нему, иногда словесного). В 1961 окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у М.Ромма. Внимание к приметам времени заметно и у Митты. Сама его личность рождена конкретной эпохой, недаром М.Хуциев дважды приглашал его в свои картины как определенный «типаж» (так, в Июльском дожде, 1966, он сыграл всезнающего молодого человека, который анализирует характер присутствующих с помощью модных тестов).

    Первая большая работа Митты-кинорежиссера – фильм Друг мой, Колька! (1961, совм. с А.Салтыковым) по пьесе А.Хмелика. Сюжетная схема ленты – как бы проекция схемы «взрослого» кино на детский материал: честный и порывистый подросток, на какой-то момент запутавшийся, вновь находит верные нравственные ориентиры, хороший коллектив противостоит отдельным отрицательным персонажам.

    Митта-режиссер начинается с фильма Звонят, откройте дверь (1966) по сценарию А.Володина (главный приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Венеции, 1966). Узнаваемы детали, точны характеры (одну из главных ролей сыграл Р.Быков), выверены интонации. В картине дебютировала Елена Проклова, роль школьницы Тани Нечаевой и роль Крыси в следующей ленте Митты Гори, гори, моя звезда (1970) остались ее лучшими работами.

    Между тем вписаться в балаганное, в высшей степени театрализованное действо, какое представляет Гори, гори, моя звезда, посвященный не столько абсурдной борьбе «красных», «белых» и каких-то либо «зеленых», либо другого цвета бандитов, было непросто. Историю актера Искремаса, мечтающего о свободном искусстве и попавшего меж враждующих станов, разыгрывали высокие профессионалы, даже крохотную роль подвыпившей случайной подружки героя сыграла Н.Мордюкова. При этом фильм был и особого рода дружеским предприятием: белого офицера, одного из главных оппонентов Искремаса, сыграл режиссер В.Наумов, другого офицера, кавказского князя, – режиссер М.Хуциев, в фильме снимался режиссер К.Воинов.

    Картины для подростков Точка, точка, запятая... (1972, совм. с М.Львовским; серебряный приз по разряду детских фильмов на Международном кинофестивале в Москве, 1973; премия за лучший детский фильм на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате, 1973; главная премия на «Параде детских фильмов» в Белграде, 1973; приз МКФ детских фильмов в Салерно, 1974), мелодрама Москва, любовь моя (1974) и забавная стилизация по мотивам пушкинской прозы Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976) показали, что режиссер владеет разными жанрами.

    Собрал огромную зрительскую аудиторию и стал одним из лидеров проката за всю историю советского кино фильм Экипаж (1980, совм. с Ю.Дунским и В.Фридом при участии Б.Уриновского; приз на ВКФ в Душанбе, 1980; главный приз Общества чехословацко-советской дружбы на кинофестивале в Чехословакии, 1981), сочетающий элементы киноромана и фильма-катастрофы.

    Профессионализм режиссера получил широкое и заслуженное признание. Он преподает режиссуру в Гамбурге, был председателем жюри IV Конкурса студенческих фильмов на соискание национальных премий «Св. Анны», а его лента Затерянный в Сибири (1991, совм. с В.Фридом, Ю.Коротковым и Д.Брабазоном) выдвигалась на премию «Оскар» в категории иностранных фильмов. В 2000 вышел фильм Граница. Таежный роман, а в 2002 он снял картину Раскаленная суббота.

    Евгений Перемышлев

          АЛЕКСАНДР МИТТА

    Литература

    Митта А. Союз друзей. – Искусство кино, 1966, № 7
    Туровская М. Повезло всем. – Советский экран, 1966, № 4
    Митта А. Тема – гражданское мужание. (Беседа). – Молодой коммунист, 1973, № 10
    Митта А. (Выступление на симпозиуме Постсоветское искусство в поисках новой идеологии). – Искусство кино, 1996, № 2
    Митта А. Кино между адом и раем. Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому… М., 1999