Содержание статьи

    МОСКОВСКИЙ ТЕАТР МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО

    МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «МАСТЕРСКАЯ П.ФОМЕНКО» был создан в 1993 на основе актерско-режиссерского курса Российской Академии театрального искусства (РАТИ), набранного режиссером, педагогом, заслуженным деятелем искусств и народным артистом РФ П.Н.Фоменко в 1988. Художественный руководитель театра – Петр Наумович Фоменко. Для режиссерской манеры Фоменко характерны сочетание бережного чуткого прочтения произведения с парадоксальностью, построение спектакля по принципу ироничного сопоставления контрастных эпизодов, яркая театральность и музыкальность, воспитание слаженного актерского ансамбля. В «Мастерской» поставил спектакли Таня-Таня О.Мухиной, 1996, современную, грустную историю любви, наполненную ностальгическими иллюзиями 1950-х (специальные призы за лучшие женские роли Галине Тюниной, Ксении и Полине Кутеповым на театральном фестивале «Контакт-96»), Чичиков. Мертвые души. Том второй. Н. Гоголь,1998 – драматическую композицию на тему позднего предсмертного Гоголя, главным мотивом которой становится таинственная связь творца и творения, Одна абсолютно счастливая деревня, передающая мир поэтичной прозы ленинградского писателя Б.Б.Вахтина, 2000 (премия им.Станиславского, первая в жизни Мастерской «Золотая маска»), Семейное счастие, Война и мир. Начало романа. Сцены по Л.Н.Толстому («Золотые маски» – 2002 за лучший спектакль малой формы и за режиссуру), Безумная из Шайо Ж.Жироду, 2001, Египетские ночи А.Пушкина – В.Брюсова, 2003. Основа труппы театра «Мастерской», второе поколение «фоменок» – это десять актеров и четыре режиссера: помимо П.Н.Фоменко это Евгений Каменькович, Сергей Женовач и Иван Поповски (Македония).

    Театр начинался еще в годы учебы будущих актеров в ГИТИСе, когда режиссер Е.Б.Каменькович удачно поставил Двенадцатую ночь У.Шекспира (1990) – веселую рождественскую сказку. Тогда и возникла идея о своем театре, которая укрепилась после успеха спектакля Владимир III степени (1991, инсценировка и постановка С.В.Женовача, одно из лучших воплощений гоголевского духа). Иван Поповски стал известен, поставив на третьем курсе в узком коридоре ГИТИСа спектакль Приключение по пьесе М.Цветаевой, отмеченный театральной критикой премией «Гвоздь сезона – 1992». Впоследствии, где бы спектакль не ставился, воссоздавалось пространство пьесы – тот узкий гитисовский коридор.

    «Мастерская П.Фоменко» задумана как экспериментальный театр, с маленькой труппой которого разные режиссеры могут осуществлять свои замыслы, максимально «раскрывать» актеров, осваивать сложные сценические пространства, работать в разнообразной стилистике. Разные творческие индивидуальности (спокойная внешняя простота Женовача и оригинальность формы, изощренность фантазии Каменьковича, метафоричность, использование различных новаций, видеоарта, у Поповски составляют мощное режиссерское ядро театра, стиль работы которого отличает соединение традиций психологического реализма с яркой сценической формой. Если коротко охарактеризовать Мастерскую Фоменко, то это экспериментальный театр-лаборатория, где, тем не менее, успешно и неординарно ставят большую сложную драматургию и инсценировки интеллектуальной прозы (предпочтение отдается отечественной классике). Каждый спектакль театра становится событием в московской театральной жизни.

    С.Женовач поставил Шум и ярость по роману У.Фолкнера, 1993 – самый трагический спектакль Мастерской (получивший за режиссуру вторую премию на фестивале им. В.Высоцкого в 1993, как и актеры К.Кутепова и Ю.Степанов за лучшие роли) и Месяц в деревне И.Тургенева, 1996, Е.Каменькович – Как важно быть серьезным О.Уайльда, 1994, Ю О.Мухиной, 1996, Варваров М.Горького, 1999. И.Поповски – Балаганчик по пьесам А.Блока – 1994, Отравленную тунику по трагедии Н.Гумилева из истории Византийской империи, 2002.

    Самым дорогостоящим и технически сложным спектаклем театра стала сценическая композиция Александр Блок. Лирический театр. «Балаганчик» и Незнакомка в постановке Ивана Поповски, которая финансировалась театром «Одеон» и участвовала в «Русском сезоне» в Париже в мае 1994. Репетиции и выпуск проходили в Париже, на сцене Национального театра «Одеон – Театр Европы». В России Балаганчик показали всего четыре раза, т.к. он был рассчитан на огромную и технически оснащенную сцену, что сделало его спектакли в России почти невозможными. Тем не менее, «Мастерская П.Фоменко» не оставляет надежд на его возобновление.