Содержание статьи
    Также по теме

    МУРАТОВА, КИРА ГЕОРГИЕВНА

    МУРАТОВА, КИРА ГЕОРГИЕВНА (первая фамилия – Короткова) (р. 1934), кинорежиссер, сценарист, киноактриса. Народная артистка Украины (1995), Лауреат Государственной премии Украины (1995) и Государственной премии Украины имени Александра Довженко (2002).

    Родилась 5 ноября 1934 в селе Сороки (Бессарабия, ныне – Молдавия). Изучала филологию в МГУ. В 1959 окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С.Герасимова и Т.Макаровой). С 1961 работает кинорежиссером на Одесской киностудии. Творческая деятельность началась с дипломной работы, фильма У Крутого Яра (1961) и первой полнометражной ленты Наш честный хлеб (1964).

    Камерные, и как правило, без музыкального сопровождения, картины Муратовой стали новшеством для советского кино. В ранних фильмах Короткие встречи (1967) и Долгие проводы (1971), она показала героев, не отягощенных политической нагрузкой. Режиссера интересовали проблемы одиночества и выбора жизненного пути, конфликт между профессиональным долгом и семейными ценностями. До Коротких встреч в советском кино не были приняты тесные взаимосвязи мироощущений героев, при которых человек каждую минуту ощущает свое «Я» и «Я» других людей. Эта духовная взаимосвязь героев с миром в фильме не наблюдаема зрителями, а ощущаема. Из всех чувств, данных человеку, она в первую очередь выделяет не зрение, что было бы естественно для художника, впрямую связанного с изображением, а осязание – неожиданное решение для кинематографа. Что касается светового тона фильма – он удивительно светлый, почти прозрачный, исключающий резкие, контрастные планы. Как будто героям, для того чтобы разглядеть цвет, необходимо уловить свое душевное состояние и наделить кадр определенным устойчивым качеством.

    Фильм Познавая белый свет (1978) доказывает исчерпанность «поэзии трудовых будней»: любовь совершенно положительных героев, работающих на «стройке пятилетки», трагична и несчастна – вопреки всем канонам советского кинематографа. Тем не менее, эта картина еще оставалась отражением лирической грани муратовского таланта.

    Следующие два фильма – Среди серых камней (1983) и Перемена участи (1987) – несколько злые, местами даже циничные. Фильм Перемена участи стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Большая премия» (1987) и лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1988). 

    В 1990 ставит один из самых известных своих фильмов Астенический синдром. В Синдроме наиболее ярко проявились все неповторимые черты ее режиссерской манеры: некоторая патология героев, бесконечные повторы реплик, «высокое косноязычие» персонажей. В том же году фильм был удостоен Премии «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм», а также специального приза Берлинского кинофестиваля (1990).

    После трехлетнего перерыва, в 1992 на экраны выходит Чувствительный милиционер, смешная и светлая картина, напомнившая ранние ее фильмы (Премия МКФ «Кинотавр» в номинации «Специальные призы» в конкурсе Фильмы для избранных за 1992). В том же духе выдержаны и Увлеченья (1994), рассказывающие об азартном и безумном мире скачек. Судьба этой картины довольно яркая. Она неоднократно была премирована на самых престижных кинофестивалях России и Европы: Премия МКФ «Кинотавр» в номинации «Специальные призы российского конкурса» (1994), премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» (1994), премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» (1994), почетный Леопард МКФ в Локарно, лауреат Российской независимой премии «Триумф-95».

    В 1997 снимает самый жестокий и циничный свой фильм Три истории. Лента состоит из трех новелл (главных героев играют Сергей Маковецкий, Рената Литвинова и Олег Табаков), повествующих о причудливых убийствах с самой неимоверной мотивацией. Муж убивает соседку за то, что она ходила по коммуналке голой и смущала его жену; медсестра Офелия устраивается в больничную регистратуру, чтобы отыскать и утопить бросившую ее в роддоме мать; девочка отравляет инвалида-дедушку потому, что он надоел ей поучениями и не пускает ее гулять... Когда Муратову спросили, почему она показывает мир таким мрачным, она ответила: «Я ничего особенного не изобрела, жизнь на самом деле куда хуже, чем ее показывают». В 1997 на Международном кинофестивале «Кинотавр» фильм был премирован в номинации «специальные призы за режиссуру».

    Последняя лента Второстепенные люди (2001) получилась не менее мрачной. Основная мысль фильма в том, что умирают те люди, которые этого не хотят, а ищущий смерти никак не может ее обрести. Все приметы самобытного муратовского стиля доведены почти до абсурда, что делает картину похожей на сюрреалистическую самопародию. Фильм был удостоин Премии ФИПРЕССИ на фестивале «Кинотавр» (2001).