Содержание статьи
    Также по теме

    НИКОЛСОН, ДЖЕК

    НИКОЛСОН, ДЖЕК (Nicholson, Jack) (р. 1937), американский киноактер, сценарист, режиссер. Полное имя – Джон Джозеф. Родился 22 апреля 1937 в г.Нептун (шт.Нью-Джерси). В 1954 приехал в Лос-Анджелес, где устроился посыльным на студию «МГМ». В 1956 вошел в труппу небольшого экспериментального театра «Плейерс ринг». Занимался на драматических курсах Д.Кори. Дебютировал в кино (в фильме о трудных подростках Убийца плачущих младенцев, The Cry Baby Killer, 1958). К середине 1960-х годов Николсон настолько освоился в мире кино, что смог не только играть в фильмах самых разных жанров (вестерн Стрельба, The Shooting, 1966, комедия Лейтенант Палвер, Ensign Pulver, 1964, детектив Побег в неистовство, 1966), но также писать сценарии (Остров грома, Thunder Island, 1963, Побег в неистовство, Верхом на смерче, Ride in the Whirlwind, 1966) и выступать со-продюсером.

    Эпоха молодежного бунта породила спрос на фильмы о хиппи, «адских ангелах», рок-музыке и наркотиках, и Николсон охотно окунулся в эту тематику. В Ангелах ада на колесах (Hell's Angels on Wheels, 1967) и Панике (Psych-Out, 1968) он играет рокеров, в Путешествии (The Trip, 1968) его сценарий посвящен наркотикам, в Предводителе (Head, 1968) – культовой рок-группе «Манкиз». Роль адвоката Джорджа Хэнсона в Беспечном ездоке (Easy Rider, 1969, реж. Д.Хоппер) несла в себе отпечаток тех же тем и веяний, но явно выделялась по своему социальному и психологическому «калибру». Хэнсон – заблудший сын миллионера, которого подсаживают на свой «харлей» «беспечные ездоки», как нельзя лучше представил племя «промежуточных людей» Америки эпохи 1960-х годов, т.е. детей социальной элиты или среднего класса.

    Николсон подтвердил свою репутацию, сыграв роль несостоявшегося пианиста, «перекати-поля» Бобби Дьюпи в драме Б.Рафелсона Пять легких пьес (Five Easy Pieces, 1970, новая номинация на «Оскар»). Работая с крупными мастерами голливудской и европейской режиссуры – М.Николсом (Познание плоти, Carnal Knowledge, 1971, Состояние, Fortune, 1975), Р.Поланским (Китайский квартал, Chinatown, 1974), М.Антониони (Пассажир, The Passenger, в нашем прокате Профессия: репортер, 1975), актер доказывал, что его успех не равнозначен моде на какой-то тип героя. Вместе с тем, и частный детектив Гиттес из Китайского квартала, и тележурналист Дэвид Локк из Пассажира продолжали линию адвоката Хэнсона как положительного героя 1960-х, т.е. импульсивного индивидуалиста и скептика, самой жизнью запрограммированного на поражение. Апогеем эволюции такого героя стал Рэндл Макмерфи (Полет над гнездом кукушки, One Flew Over the Cuckoo's Nest, 1975, реж. М.Форман). За эту роль актер получил долгожданный «Оскар», «Золотой глобус» и Премию Британской киноакадемии.

    Роли начала 1980-х годов (спившийся астронавт в фильме На языке нежности, Terms of Endearment, 1983 – премия «Оскар», бродяга в Чертополохе, Ironweed, 1987) почти буквально воспроизводят его душевный надлом. Обезумевший писатель Джек Торренс в триллере С.Кубрика Сияние (The Shining, 1980) также оставил впечатление зловещей карикатуры на прежнего Николсона и его героев, однако именно эта роль открыла новую страницу в его карьере. Мастерски сыграв маньяка в условном, почти фантастическом сюжете, актер дал понять, что и в жанровом кино он останется суперзвездой.

    В самом скором времени это подтвердилось чередой ярких прокатных хитов, где Николсон, с прежним мастерством и обаянием, создавал характеры на грани стилизованной комической маски. В Чести семьи Прицци (Prizzi's Honor, 1985) он предстал самодовольным гангстером Чарли Партанна, в Иствикских ведьмах (The Witches of Eastwick, 1987) не пожалел темперамента в изображении почти опереточного «дьявола-обольстителя» Даррила Ван Хорна, в Бэтмене (Batman, 1989) в прямом и переносном смысле слился с культовой маской смеющегося злодея Джокера. Маска Джокера с гротескной прямотой запечатлела излюбленный актерский прием Николсона – контрапункт веселого лица и сумрачной души. Интригующая двойственность натуры присутствовала и в изображении профсоюзного босса Джеймса Хоффы (Хоффа, Hoffa, 1992), и человека-волка (Волк, Wolf, 1993), и даже в чисто комической роли президента США в фантастической пародии Т.Бертона Марс атакует! (Mars Attacs!, 1996). Во второй половине 1990-х годов актер стал реже сниматься. За роль писателя Мелвина Юдала – мизантропа, открывшего для себя любовь (Лучше не бывает, As Good As It Gets, 1997), Николсон получил свой третий «Оскар», однако ни этот персонаж, ни другие роли (совершивший крупную кражу виноторговец Алекс в Крови и вине, Blood and Wine, 1997, детектив Джерри Блок в Залоге, The Pledge, 2001) не стали событиями киносезона.

    ДЖЕК НИКОЛСОН   ИТАР-ТАСС         ДЖЕК НИКОЛСОН   IGDA        КАДР ИЗ ФИЛЬМА КИТАЙСКИЙ КВАРТАЛ. Роман Полански (слева), Джек Николсон (в центре) и Рой Дженсон (справа).    Photofest

    Литература

    Макгиллиган П. Джек Николсон. М., 1999