Содержание статьи
Также по теме

НЬЮМАН, ПОЛ

НЬЮМАН, ПОЛ (Newman, Paul), (1925–2008), североамериканский киноактер, режиссер.

Родился 26 января 1925 в Шейкер Хейтс, штат Огайо, США, в семье владельца магазина спортивных товаров. После учебы в колледже поступил в Йельскую школу драматических искусств. Перебравшись в Нью-Йорк, учился в знаменитой тогда Школе актеров Нью-Йорка, где преподавали систему Станиславского. После первого же сезона на Бродвее получил предложение сыграть главную роль в историческом «колоссе» Серебряная (1954). Фильм оказался настолько плох, что Ньюман решил, что на его кинокарьере (к тому же красивого актера сравнивали с Марлоном Брандо, но не в пользу Ньюмана) поставлен крест. Настоящим прорывом к славе стала кинокартина Ричарда Брукса по пьесе Теннесси Уильямса Кошка на раскаленной крыше (1958), где он сыграл в паре с Элизабет Тэйлор. Герой Ньюмана – бывший футболист, пьющий и не обращающий внимания на свою жену. И лишь возобновление общения со своим отцом возвращает его к жизни. За этот фильм Ньюман впервые выдвигается на «Оскар». Большим успехом в кинопрокате пользуется эпическая драма Отто Преминджера Исход (1960) о становлении государства Израиль.

Время творческого взлета Ньюмана – 1960-е. В 1961 он играет игрока в бильярд Эдди Фелсона в необычной для Голливуда, поставленной в стиле европейской «Новой волны» драме Робера Россена Мошенник. Спустя два года появляется в чрезвычайно редкой для него отрицательной роли циничного и бездушного представителя ковбойской семьи современном анти-вестерне Мартина Рита Хад, развенчивающем мифы о добром и мудром американском Западе. Неудачей оборачивается попытка сняться у Альфреда Хичкока в детективе на тему Холодной войны Разорванный занавес (1966).

Ньюман блестяще сыграл в тюремной драме Стюарта Розенберга Хладнокровный Люк одного из первых экранных бунтарей конца 1960-х, эпохи «культурной революции» и переоценки ценностей. Его герой – человек, чуть ли не на патологическом уровне не выносящий малейшего посягательства на его честь и свободу. Получив небольшой срок за драку, Люк и в тюрьме пытается сохранить свое достоинство, право быть человеком, что приводит к трагическим последствиям. В 1968 голубоглазый красавец-актер удивил многих, поставив тонкую историю о проблемах обычной женщины Рэйчел, Рэйчел, сняв в главной роли свою жену Джоан Вудворд (они женаты с 1958, и до сих пор брак считается самым крепким в Голливуде). За необычную, сдержанную и в то же время уверенную режиссуру был удостоен премии «Золотой глобус». А спустя год сыграл, возможно, свою самую знаменитую роль – Буча Кэссиди в вестерне Джорджа Роя Хилла Буч Кэссиди и Санденс Кид, до сих пор остающемся одним из самых популярных у зрителей кинокартин мирового кино. Буч (вместе со своим напарником Санденсом) – грабитель банковских вагонов поездов, Робин Гуд Дикого Запада. Романтик, бунтарь, борец с системой (которая в итоге победит его тело, но не его дух).

Ньюман исследует внутренний мир женщины и в своей второй режиссерской работе с завораживающим названием Влияние гамма-лучей на лунные маргаритки (1972). В следующем году вместе с Робертом Редфордом вновь снялся у Дж.Хилла в комедии Афера, имевшей даже больший успех в прокате и получившей семь «Оскаров». Ньюман сыграл отошедшего от дел жулика экстра-класса Генри Гондорфа, который, узнав об убийстве своего старого друга, решает отомстить убийце, провернув невероятную аферу. И сочетание огромного обаяния и недюжинного таланта сработало на сто процентов.

К сожалению, из остальных ролей Ньюмана 1970-х можно выделить разве что роль инженера, борющегося с пожаром в охваченном пламенем небоскребе в грандиозном «фильме катастрофе» Джона Гиллермина и Ирвина Алена Ад в поднебесье (1976) и работу у Роберта Олтмана в вестерне Буффало Билл и индейцы или Уроки истории Сидячего быка (1976). В 1978 происходит трагедия – погибает его сын. Лишь в начале 1980-х возвращается в прежнюю форму, сыграв в двух судебных драмах у двух Сиднеев – у Поллака в Без злости (1981) и Люмета в Вердикте (1982). Особенно выделяется второй фильм. Герой Ньюмана, спивающийся адвокат, берущийся за абсолютно провальное дело, иск против крупной корпорации. За выдающуюся роль человека, переживающего моральное, нравственное возрождение Ньюман снова претендует на «Оскар», и снова проигрывает, становясь одним из главных «неудачников» Голливуда. В 1986 ему вручают почетный «Оскар». И как будто стремясь доказать, что списывать его рано, в следующем году он завоевывает настоящий, «рабочий» «Оскар» за главную роль в фильме Мартина Скорсезе Цвет денег, в котором снова играет своего героя из Мошенника, игрока в бильярд Эдди Нельсона, уже старого и завязавшего с игрой. Но становясь наставником молодого игрока (Том Круз), он чувствует пробуждение былой силы и удали. Эдди решает вернуться и принять участие в Большой игре. После второго «Оскара» Ньюмен неофициально получает статус живой легенды. Он снимается гораздо меньше. В 1994 он вновь заставляет говорить о себе как о действующем большом актере, сыграв роль коварного и жестокого дельца в комедии братьев Коенов Зицпредседатель, своеобразной вариации одновременно жизнеутверждающих фильмов Фрэнка Капры 1930-х, таких как Мистер Смит едет в Вашингтон и сатирических историй Престона Старджеса 1940-х вроде Грехов Гарольда Дидлбока. И играет у Роберта Бентона в трагикомедии Дураков нет о старом неудачнике, живущем в маленьком городке, на склоне лет учащемся снова ценить жизнь (номинация на «Оскар»). В возрасте 77 лет играет одну из лучших своих ролей в гангстерской драме Сэма Мендеса Проклятый путь (2002). Джон Руни – могущественный глава ирландской бандитской группировки в Чикаго времен «Сухого закона», для которого его родной сын значит куда меньше, чем его правая рука, киллер (Том Хэнкс). Когда же сын Руни подстраивает убийство жены и сына киллера, босс и тот, которого он любит, оказываются по разные стороны. Ньюман играет своего героя не просто с достоинством, а с величием кинолегенды. В лучшей сцене фильма его герой принимает смерть молча, но крупный план Ньюмана наполнен такой эмоциональной силой, что здесь слова не нужны. Пол Ньюман любил участвовать в автогонках. Он также был очень удачливым бизнесменом, потратившим на благотворительные цели более 100 млн. долларов. Он основал в США и Великобритании лагеря отдыха для больных детей. В 2005 закончил съемки в телефильме Падение империи и озвучил мультфильм Машины.

Умер 26 сентября 2008 в своем доме в Коннектикуте (США) после продолжительной болезни.

 Роберт Редфорд, Пол Ньюмен и Кэтрин Росс. КАДР ИЗ ФИЛЬМА БУЧ КЭССИДИ И САНДЕНС КИД.     Photofest