Содержание статьи
Также по теме

ОЛТМАН, РОБЕРТ

ОЛТМАН, РОБЕРТ (Altman, Robert) (1925–2006), американский режиссер.

Родился 20 февраля 1925 в Канзас-сити, штат Миссури, США. В шесть лет родители отдали его в католическую школу Св. Петра. После обучения в Военной академии Вентворт в Лексингтоне в 1945 служил пилотом истребителя B-24. После увольнения из ВВС работал в компании Calvin Co., производившей производственные фильмы. В 1957 дебютировал в большом кино фильмом Правонарушители – о бунтарском поколении молодежи 1950-х. В том же году продолжил эту тему в кинокартине История Джеймса Дина – о кумире молодежи, погибшем в автокатастрофе. Затем несколько лет работал на ТВ на различных сериалах. Первым «настоящим» фильмом считается Холодным днем в парке (1969) – о случайном знакомстве богатой, но одинокой женщины и юноши. А в следующем году снимает Военно-полевой госпиталь, после выхода которого сразу же стал одним из ведущих режиссеров Голливуда. Фильм о врачах военного госпиталя во время войны в Корее 1950–1953-х. Лишенные малейшей веры в справедливость и необходимость этой войны, эти обаятельные циники проводят время за играми и розыгрышами друг друга. Здоровый идиотизм в противовес безумию и античеловечности войны (намек на Вьетнамскую войну) – посыл этой очень смешной и умной картины, в которой занят прекрасный актерский ансамбль: Дональд Сазерленд, Эллиот Гулд, Роберт Дюваль. Фильм получил Гран-При на кинофестивале в Канне и «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

После этого фильма от Олтмана ждали больших, коммерчески успешных фильмов в стиле Большого Голливуда. Путь, по которому он пошел, был другим. Режиссер взял на себя роль ниспровергателя жанровых устоев. Каждая его последующая кинокартина переворачивала жанр, в котором была снята, с ног на голову. Он начал с вестерна, в 1971 вышел Маккейб и миссис Миллер (главные роли сыграли Уоррен Битти и Джули Кристи). Главный герой, приезжающий в городишко на Диком Западе Джон Маккейб, у другого режиссера мог стать благородным защитником униженных, как и положено ковбою. В фильме у Олтмана – он прохвост, основывающий в городке бордель и павший жертвой своей глупости. Его подруга, которая могла бы быть преданной до конца спутницей – наркоманка, равнодушно наблюдающая, как убивают Маккейба. Равно как и горожане, показанные как недалекие обыватели. Такая радикально депрессивная точка зрения на объект порой создавала впечатление, что Олтман – человек, ненавидящий как Голливуд, так и созданную систему мифов. У зрителя подобные фильмы восторга не вызывали, оставляя восхищаться ими критиков. Довольно радикально поступил Олтман и с другим жанром – детективом в фильме Долгое прощание (1973). Сыщика Филипа Марлоу сыграл когда-то великий Хэмфри Богарт. Олтман доверил эту роль в своем фильме нескладному комику Эллиоту Гулду. А почти всех героев превратил в сборище таких подонков, что не снилось и самому мрачному из «черных» фильмов 1940-х. Через год досталось гангстерскому кино. Олтман снял Воры как мы.

Многие исследователи кино считают лучшей работой режиссера драму Нэшвилл, переосмысление жанра мюзикла. Несколько историй, происходящих с участниками фестиваля кантри-музыки в Нэшвилле, представляют как бы панораму американского общества. Еще раз крепко достается вестерну в фильме Буффало Билл и индейцы или Урок истории Сидячего быка (1976), в котором знаменитый пионер Запада (актер Пол Ньюман) показан жестоким идиотом. Глупость общепринятых ценностей и устоев Америки – вообще любимая тема режиссера. В конце 1970-х, устав от ниспровергания мифов, сосредотачивается на камерных драмах: Три женщины (1977), Свадьба (1978), Квинтет (1979). А в 1980 решает переиначить голливудскую анимацию, поставив киноверсию легендарного мультфильма о морячке Попае. Несмотря на редкий для Олтмана успех в прокате, критики Попай громят. В 1980-е не снимает ни одного значительного фильма. В 1992 с трагикомедией Игрок вернулся в число самых уважаемых киноинтеллектуалами постановщиков. Герой фильма – голливудский продюсер (Тим Роббинс), получающий письма с угрозами от сценариста, чьему произведению он не дал зеленый свет. Сценарист решает встретиться с продюсером, но продюссер его убивает и становится объектом расследования. Но, конечно же, для столь ненавидимой Олтманом «фабрики грез» все кончается хорошо. Продюсера так и не привлекают, а к очередному фильму, претендовавшему стать глубоким и серьезным приделывают «счастливый конец». На кинофестивале в Канне Игрок получил призы за режиссуру и мужскую роль (Роббинс).

Фрагментарный калейдоскоп Нэшвилла Олтман оттачивает в Отрезках (1993), пессимистичном групповом портрете средних американцев. Лучшее, что есть в Отрезках – великолепный актерский ансамбль: от Джека Леммона до Роберта Дауни-мл. и Тима Роббинса. Еще более эффектный подбор актеров (Марчелло Мастроянни, Анук Эме, Софи Лорен, Ким Бэйсингер, Стивен Ри и др.) в киноленте Прет-а-Порте (1994) со скептическим взглядом на мир высокой моды. Из всей царящей в фильме неразберихи запоминается финальная, очень неприятная сцена, когда модели выходят на подиум обнаженными.

Несмотря на общую затянутость, пара эффектных джазовых номеров и работа певца Гарри Белафонте в роли крестного отца выделяет Канзас сити (1996). Действие происходит в родном городе Олтмана. Кроме как участием хороших актеров, трудно выделить детектив Пряничный человек (1998) и комедию Счастье Куки (1999). Вспомнив, что за свою долгую карьеру он так и не успел развенчать старый добрый английский детектив, в 2001 снимает Госфорд парк, вариацию на тему головоломок Агаты Кристи. Довольно скучный фильм о расследовании убийства в особняке, где собралась британская знать, тем не менее, обрел довольно много поклонников и получил «Золотой глобус» за режиссуру и «Оскар» за оригинальный сценарий. Труппа (2003) особым вниманием не пользовалась.

Вклад Роберта Олтмана в киноискусство трудно оценить однозначно: кому-то он кажется раздражающим своей злостью бессмысленным борцом с канонами кино, кому-то гением, выступающим против превращения искусства в шоубизнес.

Олтман умер 20 ноября 2006 в Лос-Анжелесе.

      РОБЕРТ ОЛТМАН

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Современный футбол (Modern Football, 1951); Колокольный звон (The Sound of Bells, 1952); Король Баскетбол (King Basketball, 1952); Последняя миля (The Last Mile, 1953); Как запустить станцию (How to Run a Filling Station, 1953); Гнусный взгляд (The Dirty Look, 1954); Строители (The Builders, 1954); Лучший футбол (Better Football, 1954); Миллионер (The Millionaire, 1955, ТВ-серии); Альфред Хичкок представляет (Alfred Hitchcock Presents,1955, ТВ-серии); Идеальное преступление (The Perfect Crime, 1955); Шоу Гэйл Шторм (The Gale Storm Show, 1956, ТВ-серии); Волшебная облигация (The Magic Bond, 1956); Правонарушители (The Delinquents, 1956); История Джеймса Дина (The James Dean Story, 1957); Сахарная нога (Sugarfoot, 1957, ТВ-серии); Мэверик (Maverick, 1957, ТВ-серии); Вертолеты (Whirlybirds, 1957, ТВ-серии); Питер Ганн (Peter Gunn, 1957, ТВ-серии); Бронко (Bronco, 1958, ТВ-серии); Законник (Lawman, 1958, ТВ-серии); Телеспектакль Вестингтон Дезилу (Westinghouse Desilu Playhouse, 1958, ТВ-серии); Американский служитель закона (U.S. Marshal, 1958, ТВ-серии); Бонанза (Bonanza, 1959, ТВ-серии); Гавайский глаз (Hawaiian Eye, 1959, ТВ-серии); Устранители проблем (Troubleshooters, 1959, ТВ-серии); Пляж номер 6 (Surfside 6, 1960, ТВ-серии); Рейс 66 (Route 66, 1960, ТВ-серии); Автобусная остановка (Bus Stop, 1961, ТВ-серии); В бой! (Combat!, 1962, ТВ-серии); Галантный мужчина (The Gallant Man, 1962, ТВ-серии); Театр саспенса Крафта (Kraft Suspense Theater, 1963, ТВ-серии); Ночной кошмар в Чикаго (Nightmare in Chicago, 1964, ТВ); Долгое жаркое лето (The Long, Hot Summer, 1965, ТВ-серии); Суп из мидий (Pot Au Feu, 1965); История Кэтрин Рид (The Katherine Reed Story, 1965); Отсчет (The Countdown, 1968); Холодным днем в парке (That Cold Day in the Park, 1969); Военно-полевой госпиталь (M.A.S.H., 1970); Брюстер Маклауд (Brewster McCloud, 1970); Маккейб и миссис Миллер (McCabe & Mrs. Miller, 1971); Образы (Images, 1972); Долгое прощание (The Long Goodbye, 1973); Воры как мы (Thieves Like Us, 1974); Калифорнийский разрыв (California Split, 1974); Нэшвилл (Nashville, 1975); В субботу вечером (Saturday Night Live, 1975, ТВ-серии); Буффало Билл и индейцы или Урок истории Сидящего быка (Buffalo Bill and the Indians or Sitting Bull's History Lesson, 1976); Три женщины (3 Women, 1977); Свадьба (A Wedding, 1978); Квинтет (Quintet, 1979); Идеальная пара (A Perfect Couple, 1979); Попай (Popeye, 1980); Гремучая змея в вентиляторе (Rattlesnake in a Coller, 1980, ТВ); Здоровье (Health, 1982); Двое на юге (Two by South, 1982, ТВ); Приходи к пяти на встречу, Джимми Дин, Джимми Дин (Come Back tto the Five and Dime, Jimmy Dean, Jimmy Dean, 1982); Нераскрывшиеся парашюты (Streamers, 1983); Тайная честь (Secret Honor, 1984); Прачечная (The Laundromat, 1985, ТВ); Влюбленный дурак (Fool For Love, 1985); За гранью терапии (Beyond Therapy, 1987); Подвалы (Basements, 1987, ТВ); О Си и Стигги (O.C. and Stiggs, 1987); Ария (Aria, 1987, эпизод Les Boreades); Судебный процесс по делу мятежа на Кейне (The Caine Mutiny Court-Matrial, 1988, ТВ); Таннер'88 (Tanner'88, 1988, ТВ-серии); Винсент и Тео (Vincent & Theo, 1990); Игрок (The Player, 1992); МакТиг (McTeague, 1992); Черное и синее (Black and Blue, 1993, ТВ); Настоящий МакТиг (Real McTeague, 1993, ТВ); Отрезки (Short Cuts, 1993); Прет-а-Порте (Pret-a-Porter, 1994); Канзас-сити (Kansas City, 1996); Джазз'34 (Jazz'34, 1996); Ружье (Gun, 1997, ТВ-серии); Пряничный человек (The Gingerbread Man, 1998); Счастье Куки (Cookie's Fortune, 1999); Доктор Т. и его женщины (Dr. T and His Women, 2000); Госфорд Парк (Gosford Park, 2001); Труппа (The Company, 2003); Таннер на Таннере (Tanner on Tanner, 2004, ТВ-серии); Рисунок (The Paint, 2005); Компаньон по прерии (A Prairie Home Companion, 2006).

Михаил Водопьянов

Литература

Patrick McGilligan. Robert Altman: Jumping Off the Cliff. St Martins Pr; 1st ed edition, 1989
Robert Altman, David Sterritt. Robert Altman: Interviews (Conversations With Filmmakers). University Press of Mississippi; 2000
Robert Phillip Kolker. A Cinema of Loneliness: Penn, Stone, Kubrick, Scorsese, Spielberg, Altman. Oxford University Press; 3rd edition, 2000
Jan Stuart. The Nashville Chronicles: The Making of Robert Altman's Masterpiece. Limelight Editions; 1st Limelight ed edition, 2003