Содержание статьи
    Также по теме

    ОНДАТЖИ, МАЙКЛ

    ОНДАТЖИ, МАЙКЛ (Ondaatje, Michael) (р. 1943), канадский писатель и поэт. Его стихи и проза отличаются музыкальностью, насыщенным, экспериментальным языком, в них переплетены мифология, история, джазовые мотивы, личные воспоминания. Ондатжи начал писать стихи раньше прозы, и в его творчестве проза сближается с поэзией, их границы размываются. «Переходя от воображаемого пейзажа к портрету, к документальному повествованию, анекдоту или легенде, Ондатжи творит одновременно для слуха и для глаз», – писала Диана Ваковски в журнале «Контемпорари Поэтс».

    Филип Майкл Ондатжи родился 12 сентября 1943 в Коломбо на о. Цейлон (ныне Шри-Ланка). Недовольный британской системой высшего образования, он иммигрировал в Канаду в 1962. В 1965 он окончил университет Торонто со степенью бакалавра английского языка, а в 1967 получил магистерскую степень в Королевском университете Кингстона, Онтарио. Он преподавал английский язык в университете Западного Онтарио с 1967 по 1971, а с 1971 в университете Йорка в Торонто.

    Первой публикацией Ондатжи стал поэтический сборник Изящные чудовища (The Dainty Monsters, 1967), название которому дали слова из стихотворения Шарля Бодлера. В первой его части воспеваются фантастические звери и другие потусторонние существа, например, мантикоры (голова человека, тело льва, хвост дракона), обитающие, как утверждается в одном из стихотворений, в канализационной системе Торонто. Вторая часть, Троя (Troy Town), состоит из нескольких взаимосвязанных стихотворений на античные сюжеты. Изящные чудовища, первая книга неизвестного поэта, вышедшая малым тиражом, была тут же замечена и сделала Ондатжи заметной фигурой в новом поколении молодых канадских поэтов. Книга пользуется спросом и регулярно переиздается.

    Увлечение Ондатжи культурой американского Запада отразилось в его прославленной стилизации Избранные сочинения Крошки Билли: Стихи, написанные левой пяткой (The Collected Works of Billy the Kid: Left Handed Poems, 1970). Это произведение, в котором автор воссоздает легендарный образ Дикого Запада, граничит с прозой, сохраняя, однако, сильную поэтическую интонацию. Его часто называют притчей о писателе вне закона, в нем сочетаются элементы повествования, истории, мифа, сюда же включены фотографии, интервью и даже комиксы. Все художественные средства (графика, поэзия и проза) направлены на то, чтобы заставить читателя задуматься над природой героизма и жестокости. За эту книгу Ондатжи был удостоен одной из высших канадских наград в области поэзии – Премии Генерал-губернатора за 1971.

    Свой прототип был и у первого романа Ондатжи – Пришествие посреди резни (Coming Through Slaughter, 1976). В нем рассказывается о джазовом музыканте из Нового Орлеана Бадди Болдене, которого считают создателем джазового стиля диксиленд, впоследствии потерявшем рассудок. Так как записей Болден не оставил, и о нем мало что известно, Ондатжи в 1973 отправился в Новый Орлеан, чтобы работать над книгой. Рассказ в ней ведется не в хронологическом порядке, описание событий перемежается внутренними монологами. «Ондатжи удается донести до читателя болденовскую манеру игры, – писал Рой МакСкимминг – Сама ткань его текста имеет ту же полнокровную, волнующую, импровизационную природу, обогащенную дополнительными возможностями, которые дает литература, а именно красотой языка и изображением сложной человеческой природы».

     Jerry Bauer     МАЙКЛ ОНДАТЖИ

    Следующая значительная работа Ондатжи – Я учусь орудовать ножом. Стихотворения 1963–1978 (There's a Trick with a Knife I'm Learning to Do: Poems 1963–1978). Сборник был опубликован в 1979 и в 1980 принес автору вторую Премию Генерал-губернатора.

    В мемуарах Навстречу семье (Running in the Family, 1983), написанных после поездки в Шри-Ланку к родственникам, Ондатжи пытается проследить, как история его семьи связана с прошлым острова, бывшего под властью британской короны. В этот же период распадается брак Ондатжи, и в его «канадской» семье происходят изменения. Стихотворения сборника Вечная любовь (Secular Love, 1984) отражают эти перемены, отмечая, как постепенно нарастает отчуждение, сводящее на нет годы совместной жизни. В который раз поэзия Ондатжи снискала похвалу литературной элиты.

    Ондатжи снова обращается к романной форме, и в 1987 выходит его новое произведение, В шкуре льва (In the Skin of Lion). За основу истории о живущем в Торонто молодом человеке, чье взросление приходится на 20–30 гг., Ондатжи берет реальный случай того времени – таинственное исчезновение знаменитого миллионера. Роман в не меньшей степени, чем поискам пропавшего магната, посвящен иммигрантским общинам и их роли в строительстве Торонто. По роману была написана пьеса, поставленная в том же году. Критик Литературного приложения к «Таймс», Майкл Халс, сравнил картину растущего города, созданную Ондатжи, с панорамой ирландской столицы в Дублинцах Джеймса Джойса.

    Однако всеобщую известность Ондатжи принесла экранизация его романа 1992 Английский пациент (The English Patient). Ондатжи понадобилось восемь лет, чтобы закончить этот роман, действие которого происходит в Италии времен Второй мировой войны. Он начинается рассказом о канадской медсестре по имени Хана (позже читатель узнает, что она дочь главного героя романа В шкуре льва), покинутой в разрушенном бомбежкой монастыре, где располагался военный госпиталь. Хана задержалась там из-за тяжело раненного пациента, доживающего последние дни. Его самолет разбился в пустыне Северной Африки, сам он едва спасся, и теперь никто не знает его имени, полагают только, что он англичанин. Хана читает ему вслух, дает ему морфий, лечит его ожоги. Ондатжи вводит в роман еще двух персонажей. Один из них искалеченный вор, другой – индус-сикх, служащий сапером. В романе прослеживается, как пересекаются судьбы четырех героев, повествующих о своем прошлом. В 1992 Английский пациент получил Букеровскую премию и собрал множество восторженных рецензий. Сценарий для киноверсии романа был написан режиссером фильма Энтони Мингеллой. Фильм получил премию «Оскар» за лучшую картину в 1996.

    Среди других стихотворных сборников Ондатжи: Нож для чистки корицы (The Cinnamon Peeler, 1989) и Почерк (Handwriting, 1998). Им также написана книга Леонард Коэн (Leonard Cohen, 1970), исследование, посвященное творчеству канадского поэта и певца, оказавшего на Ондатжи большое влияние.

    Роман Дух Энила (Anil's Ghost, 2000) получил канадскую премию Гиллера 2000.