Содержание статьи
    Также по теме

    ОРЛЕНЕВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ

    ОРЛЕНЕВ, ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ (1869–1932), русский актер, театральный деятель. Настоящая фамилия Орлов. Народный артист Республики (1926). Родился 22 февраля (6 марта) 1869 в семье мелкого купца. Первоначальное образование получил дома, затем учился во 2-й Московской гимназии. Первое выступление (1881), которое состоялось в Артистическом кружке в Москве (Русская свадьба в исходе XVI века Сухонина, роль – Брат невесты), Орленев держал в секрете от родителей. После прослушивания (стихотворение Портной И.Никитина) у Г.Н.Федотовой Орленев получил ее карточку с рекомендацией и просьбой зачислить его в драматическую школу. Дебютировал на сцене Малого театра в роли Капитоши в спектакле Наш друг Неклюжев Пальма.

    С 1886 по 1891 служил в театрах Вологды, Риги, Нижнего Новгорода, Вильно, Минска, Ростова-на-Дону. В 1892 принят в Театр Корша, где прослужил до 1895. В 1895 приглашен А.Сувориным в Петербургский Малый театр.

    Первоначально Орленев много играл роли комические, водевильные, характерные, в которые, однако, вносил элементы драматизма: Сапожный подмастерье (С места в карьер Д.Мансфельда, 1888), Степан (Школьная пара Е.Бабецкого, 1891), Федор Слезкин (Невпопад, перевод с польского А.Людвигова-Маевского, 1896), Вово (Плоды просвещения Л.Толстого), Дидье (Сверчок М. де Вальдене и А.Кейзера), Теренька (Лес А.Островского), Жакко (Трильби Г.Ге, 1896) и др.

    Первый исполнитель роли Царя Федора Иоанновича в только что разрешенной к постановке трилогии А.К.Толстого (Царь Федор Иоаннович, 1898). В этой роли, ставшей для артиста переломной, проявилось огромное трагедийное дарование Орленева. Многие из созданных Орленевым образов на сценах Малого и Панаевского театров, по признанию критики, вошли в историю русского театра. В трагической раздвоенности Раскольникова (Преступление и наказание по Ф.Достоевскому) Орленев открыл свою тему: в герое Достоевского «сходятся бог и дьявол и ведут непримиримо жестокую борьбу, причем бог не всегда в проигрыше». Суть трагедии для Орленева состояла в том, что «параллельно с крахом идеи Раскольникова, униженного бессмыслицей своей дерзкости, происходит его нравственный рост» (А.Мацкин). Дмитрий (Братья Карамазовы по Достоевскому) в исполнении Орленева был натурой по-своему самоуглубленной, измученной сомнениями, раздираемый страстями. «Нервное подвижное лицо, слегка тронутое гримом, выражало усталость, разочарованность и только изредка сменялось выражением какой-то бесшабашной удали. Голос несколько сипловатый, с кое-где выскакивающими истерическими нотами, дополнял картину душевного разлада, который шел внутри Мити» (Ю.Беляев).

    Игра Орленева в Привидениях Х.Ибсена «строилась на том, что его Освальд был человеком высокоорганизованного сознания, и тем трагичней был процесс его физического распада… По силе сострадания в роли Освальда он не знал себе равных» (А.Мацкин). Освальд-Орленев «больнее, трогательнее, жалче, чем ужасный призрак наследственности… в неумолимом законе трагедии» (Ю.Беляев).

    В том, как «развивалась все нарастающими толчками, взрывами» роль Лорда Френкерта Баверлея (Тетка Чарлея Б.Томаса), «в самом ее динамизме, в отчаянном темпе, можно было почувствовать безудержность натуры Орленева, его сильный и ищущий приложения актерский темперамент… С легкой руки Орленева Тетка Чарлея на долгие годы вошла в репертуар русского театра» (А.Мацкин). В роли Сольнеса (Строитель Сольнес Ибсена) Орленева привлекали как бунт, так и смятение. «Он не соглашался с современной критикой, называвшей этого «ибсеновского эгоиста» великим дерзателем. Несомненно, что Сольнес как личность подымается над средним уровнем, но как далек он от брандтовского титанизма».

    Среди других ролей Орленева: Лорензаччо (Лорензаччо А.Мюссе), Арнольд (Микаэль Крамер Г.Гауптмана), Бранд (Бранд Ибсена), Актер (На дне М.Горького), Макбет (Макбет У.Шекспира), Дмитрий (Царь Дмитрий Самозванец А.Суворина), Федор (Смерть Иоанна Грозного А.К.Толстого), Хлестаков (Ревизор Н.Гоголя), Гамлет (Гамлет Шекспира), Аркадий (Отцы и дети по И.Тургеневу), Герцог Рейхштадский (Орленок Э.Ростана), Павел I (Павел I Д.Мережковского), Нахман (Евреи Е.Чирикова).

    Много гастролировал по России, за рубежом (Германия, Англия, Австрия, Швейцария, Швеция, Норвегия, США).

    В 1906 Орленев начал постройку крестьянского театра в Сызранском уезде. В 1908 вместе с Сувориным организовал спектакли для крестьян под открытым небом. В 1910 организовал в Голицыно под Москвой бесплатные спектакли для крестьян. В 1913, купив небольшой хуторок около ст. Остряково под Москвой, организовал небольшую труппу-коммуну, с которой давал бесплатные спектакли для крестьян.

    Умер Орленев в Москве 31 августа 1932.

          ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ОРЛЕНЕВ

    Литература

    Орленев П.Н. Жизнь и творчество русского актера П.Н.Орленева, написанные им самим. М. – Л., 1961
    Марков П. Орленев. – В кн.: Марков П. О театре, т. 2. М., 1974
    Мацкин А. Орленев. М., 1977