Содержание статьи
    Также по теме

    ОСТУЖЕВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

    ОСТУЖЕВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (1874–1953) (настоящая фамилия Пожаров), актер Малого театра, народный артист СССР (1937).

    Родился 16 апреля 1874 в Воронеже, в семье железнодорожника. Учился в техническом училище, из которого был отчислен с 3 курса за грубость с надзирателем. Сменил несколько специальностей. На сцене Воронежского театра выступал с 1894 в эпизодических ролях. Гастролируя в Воронеже в 1895, артист Малого театра А.Южин, заметил юношу, игравшему с ним в спектакле маленькую роль герцога Баварского в Эрнани В.Гюго. Оценив незаурядные способности Саши Пожарова, Южин принял большое участие в его судьбе. С помощью Южина Пожаров поступил в 1896 на драматические курсы при Московском театральном училище. Педагогом Пожарова стал артист и режиссер А.П.Ленский.

    Талант выпускника привлек к себе внимание. Несмотря на то, что 1890-е были для Малого театра временем кризисным, он нашел в репертуаре театра свое прочное место. Выступал как в ролях романтических любовников, так и в комедийно-бытовых, создавая интересные живые характеры. Общепризнанной творческой удачей стала одна из первых его ролей, Буланов (Лес А.Н.Островского), в которой ему удалось по-своему раскрыть ничтожное существо героя, с яркостью подчеркнуть «смесь наивности с глубокой испорченностью и дрянностью» (это была вторая премьера Нового театра, бывшего филиалом Малого, где выступали в основном недавние выпускники). Но по-настоящему, ему были близки герои благородной души и чистых пламенных порывов, такие, как Ромео (Ромео и Джульетта), а в пьесах А.Н.Островского – Незнамов (Без вины виноватые), сыгранная в 1897 в Новом театре, а затем в течение многих лет, вместе с М.Ермоловой, Жадов (Доходное место, 1908). Впоследствии одна из актрис вспоминала, что в этой роли он был верен авторскому замыслу: «Он играл не только страдания, но стремился передать протест, показать человека борьбы. Теперь это стало истиной, а в нашем спектакле было новым и неожиданным. Если бы вы слышали, как за это аплодировала Александру Алексеевичу галерка!»

    С 1908 в самом расцвете творческих сил начинает терять слух, вследствие болезни Меньера, к 1910 глохнет окончательно. Но трагедия не разлучила его со сценой; он продолжает играть, вырабатывая собственную систему слуховой ориентации и управления голосом, который у Остужева являлся главным выразительным средством игры. Именно на необыкновенную красоту его тембра, содержащего массу тончайших оттенков обращали внимания публика и критика. В тот период он сумел создать лучшие роли своего репертуара. Трагедию взаимоотношений сына с матерью, прозвучавшую с большой социальной силой еще в роли Незнамова, где партнером Остужева была Ермолова, он продолжит в роли Освальда, также в дуэте с великой актрисой (Привидения Г.Ибсена, 1909). Он не развенчивал своего сложного, обреченного героя, но утверждал в нем, несмотря на внутренний надлом, необыкновенную силу духа, жажду жизни, непримиримость к миру лжи и лицемерия. Вслед за Освальдом создал глубоко индивидуальные образы Чацкого (Горе от ума А.С.Грибоедова) и Хлестакова (Ревизор Н.В.Гоголя), Петера (Борьба за престол Г.Ибсена), роли в романтическом репертуре - Теодоро (Собака на сене Лопе де Вега), Мешема (Стакан воды Э.Скриба), Квазимодо (Собор Парижской Богоматери В.Гюго). Своим творчеством продолжил героико-романтическую линию Малого театра, ведущую свое начало от Мочалова и Ермоловой. В большинстве своих ролей отстаивал веру в человека, бросал вызов обстоятельствам, искажающим его светлую гуманистическую природу.

    Этапными стали роли Карла Моора (Разбойники Ф.Шиллера, 1929) и Отелло в одноименной трагедии У.Шекспира (1935). Остужев вызывал настоящее потрясение в зале. Это были страстные «борцы за идею добра», говоря словами самого артиста, борцы против духовной тирании и произвола. Тема оскорбленной справедливости прозвучала в роли Отелло. Его мавр не был необузданным первобытным дикарем, но человеком изысканной культуры и чувств. В самом облике героя Остужев подчеркивал торжественность облика полководца, его пластики и черт лица. И тем страшнее нависала и приходила катастрофа, рушился огромный человеческий мир, из-за ничтожной интриги. В соответствии с традициями Малого театра, он всегда укрупнял и углублял созданные им образы, оставаясь верным романтизму, нравственной чистоте, человечности и красоте этого направления.

    Умер 1 марта 1953 в Москве.

    Екатерина Юдина

    Литература

    Айхенвальд Ю.А. Остужев. М., 1977