Содержание статьи
    Также по теме

    ОВЧИННИКОВА, ЛЮСЬЕНА ИВАНОВНА

    ОВЧИННИКОВА, ЛЮСЬЕНА ИВАНОВНА (1931–1999), русская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1973). Родилась 10 сентября 1931 в городе Олевске Житомирской области. В 1955 окончила ГИТИС. В 1955–1976 актриса Московского академического театра им. Вл.Маяковского, в 1976–1983 – театра литдрамы ВТО, с 1983 работала по договорам. Сезон 1985 проработала в Ашхабадском русском драматическом театре им. А.С.Пушкина.

    Наделенная обаянием, очень «домашней» красотой, ясноглазая, с замечательной улыбкой, Овчинникова обладала редким лирическим дарованием. Ей удалось сыграть необычайно сложную роль абсолютно счастливого человека в картине Девчата (реж. Е.Чулюкин, 1961). При этом ее героиня чуть стесняется своего счастья и готова при малейшей необходимости даже поступиться частью его, чтобы «быть как все», раз «всем» отнюдь не радостно. Так понимаемое товарищество, в сочетании с отзывчивостью и добротой, типично для многих девушек и молодых женщин 1960–1970-х годов, и образ такой героини – неглупой, душевной, иногда образованной, но совсем не интеллектуалки, – актриса создавала в картинах того периода: сестра физика Гусева, главного героя фильма Девять дней одного года (реж. М.Ромм, 1961), Феня в картине Повесть о Пташкине (1964) или Настя в картине На завтрашней улице (1965).

    Органичность экранного поведения, помноженная на особенности таланта, дала возможность Овчинниковой с равным успехом играть трагические роли (вдова в ранней картине П.Тодоровского Верность, 1965), роли с неявным драматизмом (мать Тани в фильме А.Митты Звонят, откройте дверь, 1965, вынужденная ради своей любви к мужу в чем-то обделить любимую дочь, или маляр Зина Голубева в картине В.Мельникова Мама вышла замуж, 1969, к сорока годам влюбившаяся в сорокалетнего шофера и чувствующая свою вину за это перед сыном-подростком) и роли комедийные (бессловесный эпизод в картине Р.Быкова Телеграмма (1970), где героиня только подхватывает модную песню, которую неожиданно заиграл ее приятель с гармошкой). Комедийное дарование актрисы подтверждают и роли, сыгранные в киноальманахах Ералаш и Фитиль.

    Много снималась Овчинникова также в 1970-х годах, однако, за небольшим исключением (фильмы Это мы не проходили И.Фрэза, 1975; Двадцать дней без войны А.Германа, 1976, и Объяснение в любви И.Авербаха, 1978), ее роли были проходными. Слабость и бедность драматургического материала, выпадавшего на долю актрисы в 1980-х и начале 1990-х годов, определялась не только развалом отечественного кинематографа, но и тем, что постепенно на периферию общественной жизни вытеснялось ее поколение. Все чаще ей приходилось играть даже не на втором плане, а в крошечных эпизодах, само обозначение ее героинь в титрах говорило за себя – дворничиха (Приступить к ликвидации, реж. Б.Григорьев, 1983), учительница (Милые мои женщины, 1988), дежурная в метро (Убийство на Ждановской, реж. С.Мамилов, 1992), администратор гостиницы (Менялы, реж. Г.Шенгелия, 1992).

    Актриса много играла в детском кинематографе – фильм Включите северное сияние (реж. Григорьев, 1983), фантастический фильм Большое космическое путешествие (реж. В.Селиванов, 1974), сказочные ленты Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке (реж. В.Грамматиков, 1991) и Трень-брень (реж. Р.Василевский, 1993). Участвовала в озвучивании мультипликационных фильмов.

    Умерла Овчинникова в Москве 8 января 1999.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Актеры советского кино, в. 4. М., 1968