Содержание статьи
Также по теме

ПЕКИНПА, СЭМ

ПЕКИНПА, СЭМ (Peckinpah, Sam) (полное имя Дэвид Сэмюэл Пекинпа) (1925–1984), кинорежиссер (США).

Родился 21 февраля 1925 во Фресно, Калифорния, США. Во время Второй мировой войны служил в морской пехоте. В 1950-е работал сценаристом телесериалов, в частности, в сериале-вестерне Дым из ствола, несколько эпизодов поставил как режиссер. В 1961 дебютировал в большом кино постановкой вестерна Смертельные компаньоны, который прошел незамеченным. Популярность у зрителя и критики получают следующие работы Пекинпа, также снятые в жанре вестерна – По высокогорью (1962) и Майор Данди (1965). Хотя в Майоре сыграл известный актер Ч.Хестон, но фильм заметили скорее из-за его необычной для кинематографа того периода жестокости. Никто и не подозревал, что вскоре Пекинпа станет одним из самых заметных постановщиков Голливуда.

В 1969 снял фильм, оказавший значительное влияние как на жанр вестерна, так и на развитие жанрового кино Голливуда в целом. Действие Дикой банды происходит в 1913 в южном Техасе. После неудачного и кровавого ограбления банка группа бандитов уходит от преследующих их властей в Мексику, где их ждет последний бой с местными повстанцами. В 1969 время перемен в США было в самом расцвете, ханжеские и устаревшие догмы общества были буквально сметены. Коренным образом изменилось и искусство – ряд запретов в кино (в частности, на секс и насилие) был отменен. Дикая банда в этом плане один из первопроходцев – фильм невероятно жесток. Причем не только из количества трупов, а, в первую очередь, благодаря персонажам – безжалостным и циничным убийцам, мало похожим на обычных благородных героев вестерна. Невыразимо сильное впечатление производит визуальный стиль кинокартины. Сцены перестрелок сняты с использованием ряда ракурсов и смонтированы в бешеном ритме, нацеленным не на логическое, а на иррациональное восприятие. Этот новаторский монтаж, ставший фирменной маркой стиля режиссера, в будущем станет основой для практически всего жанра боевика.

Не менее любопытен и внутренний, смысловой пласт Дикой банды. На протяжении всего фильма режиссер показывает планы детей, в тех или иных ситуациях оказывавшихся рядом с бандой. В начале фильма дети развлекаются тем, что бросают скорпиона на съедение муравьям, в конце фильма мальчик убивает главаря банды. Пекинпа показывает, что в том 1913 на смену старым убийцам, в которых еще сохранилось какое-то чувство чести, придет куда более жестокое и беспринципное молодое поколение. Всего через год начнется Первая мировая война, в тысячи раз увеличившая масштаб возможной людской бойни. За ней – Вторая мировая, в которой участвовал и сам Пекинпа. Дикая банда, вызвавшая противоречивые мнения во время ее выхода на экраны, в 1997 была включена Американским Институтом Киноискусства в сотню лучших англоязычных кинокартин всех времен.

В 1971 вышла еще более противоречивая киноработа – Соломенные псы. Дастин Хоффман играет молодого математика-американца, приехавшего в английскую глубинку – родные места его жены. Там он сталкивается с ограниченными, озлобленными и жестокими селянами, что в результате приводит к кровавым событиям – в робком интеллигенте просыпается хладнокровный убийца. Этим фильмом он продолжает открытую им же в Дикой банде тему насилия, присущего человеку. И развивает другую тему, ставшую чрезвычайно популярной в 1970-х. Тему столкновения прогрессивной интеллектуальной части общества и заскорузлой в своем невежестве, злобе и ненависти к новому его мещанской части. Вслед за Соломенными псами появились Избавление Джона Бурмана (1972), Резня бензопилой в Техасе Тоба Хупера (1974) и др. Так как, как правило, эти фильмы снимались в жанровых рамках, то глубинка приобрела патологический оттенок, мещане превратились в маньяков и извращенцев.

На следующий год снял сразу два фильма с участием звезды того времени Стива Маккуина – Младший Боннер и Побег. Первый был просто увлекательной кинолентой о родео, а вот второй, наряду с Буллитом Питера Йетса, Французским связным Уильяма Фридкина и Грязным Гарри стал одним из четырех краеугольных камней жанра боевика каким он существует и в настоящее время. Все основные элементы современного боевика налицо – крутой, молчаливый, потертый, в меру циничный, но со своим кодексом чести герой, почти такие же, но без кодекса чести злодеи, и сцены перестрелок. До сих пор только один режиссер – Джон Ву – смог делать их на уровне Пекинпа.

Свою самую гнетущую, мрачную кинокартину Пекинпа снял в 1974. Принесите мне голову Альфредо Гарсиа – пессимистический взгляд на человека как на ничтожество, на существо, лишенное каких-либо моральных принципов. Действие происходит в Мексике. Главарь мафии заказывает убийство некого Альфредо Гарсиа, человека, обесчестившего его дочь. Это приводит к череде бессмысленных убийств. Возможно, крайне депрессивное настроение фильма вызвано серьезными личными проблемами Пекинпа с алкоголем и конфликтами с киностудиями. И, тем не менее, Гарсиа – настоящий авторский фильм, произведение художника, не идущего на компромисс в угоду коммерческой прибыли. По его словам, Принесите мне голову Альфредо Гарсиа – единственный фильм, который получился таким, каким его и задумал режиссер.

К сожалению, после провала фильма в кинопрокате он лишился свободы действий и снимал коммерческое, хотя и, разумеется, профессиональное, кино. Из его последних работ стоит выделить Железный крест, жестокую кинокартину о немецком взводе, воюющем на Восточном фронте во время Второй мировой войны.

Умер Пекинпа 28 декабря 1984 в Мехико от сердечного приступа.

 Photofest     КАДР ИЗ ФИЛЬМА СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ с Д. Хоффманом в главной роли

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Дым из ствола (Gunsmoke, 1955, ТВ), Сломанная стрела (Broken Arrow, ТВ, эпизод Переход/ The Transfer), Театр Зэйн Грей (Zane Grey Theater, 1956, ТВ), Спуск вниз (Track Down, 1957), Рифлмэн (The Rifleman, 1958, ТВ), Человек с Запада (The Westerner, 1960, ТВ), Клондайк (Klondike, 1960), Шоу Дика Пауэлла (The Dick Powell Show, ТВ, эпизод Неудачники/ The Losers, 1962), Смертельные компаньоны (The Deadly Companions, 1961), По высокогорью (Ride the High Country, 1962), Майор Данди (Major Dundee, 1965), Винный полдень (Noon Wine, 1966, ТВ), Дикая банда (The Wild Bunch, 1969), Баллада о Кейбле Хоге (The Ballad of Cable Hogue, 1970), Соломенные псы (Straw Dogs, 1971), Младший Боннер (Junior Bonner, 1972), Побег (The Getaway, 1972), Пэт Гаррет и Билли Кид (Pat Garrett and Billy the Kid, 1973), Принесите мне голову Альфредо Гарсия (Bring Me the Head of Alfredo Garcia, 1974), Элита убийц (The Killer Elite, 1975), Железный крест (Cross of Iron, 1977), Конвой (Convoy, 1978), Приносящий несчастье (Jinxed!, 1982), Уикенд Остермана (The Osterman Weekend, 1983).

Михаил Водопьянов

Литература

David Weddle. If They Move... Kill 'Em!: The Life and TImes of Sam Peckinpah. Grove Press, 2001
Sam Peckinpah's West: New Perspectives. Univ of Utah Pr, 2003