Содержание статьи
    Также по теме

    ПЕНН, АРТУР

    ПЕНН, АРТУР (Penn, Arthur) (р. 1922), североамериканский режиссер.

    Родился 27 сентября 1922 в Филадельфии, Пенсильвания, США. Начинал как постановщик телесериалов Телепьесы Филко и Гудиера во второй половине 1940-х на телевидении. Дебютировал в большом кино вестерном Пистолет в левой руке. Известность ему принесла драма Работающая с чудесами. История об учительнице (Энн Бэнкрофт), пытающейся наладить контакт со слепой девочкой (Пэтси Кук), рассказана Пенном в лишенной сентиментальности манере, что добавило фильму правдивости. За свои актерские работы Бэнкрофт и Кук были удостоены «Оскаров», а Пенн был номинирован награду Академии как лучший режиссер. В 1964 его приглашают поставить военную драму Поезд, но после разногласий с продюсерами увольняют и меняют на Джона Франкенхаймера. Через год он снимает странную криминальную драму Микки Первый с Уорреном Битти в главной роли, а в 1966 – разруганную критикой, провалившуюся в прокате, но принципиально важную для перелома в голливудском кино 1960-х кинокартину Погоня. В центре сюжета – жители маленького, южного городка, покой которых нарушает появившийся в окрестностях беглый преступник – уроженец этих мест. Когда преступника ловят, часть жителей стремятся учинить над ним суд Линча и лишь шериф городка встает на его защиту. Пенн собирает в картине звездный актерский состав – помимо Марлона Брандо в роли шерифа в Погоне играют молодые Джейн Фонда и Роберт Редфорд. Причина того, что Погоня не стала этапной для «нового кинематографа» Голливуда кинолентой, не в сюжете (он как раз – с его противостоянием одиночек озлобленному, невежественному старому миру – для новых веяний подходил идеально), а в том, что сценарные ходы (хотя и адаптированные из романа Гордона Фота легендарной женщиной-драматургом Лилиан Хелман) и визуальный ряд были ординарными.

    В одном из самых знаменитых фильмов мирового кино Бонни и Клайде все эти недостатки были учтены. Бонни Паркер и Клайд Барроу – печально известная парочка грабителей, нагонявшая страх на южные штаты в 1930-х и убитая в ходе подстроенной ловушки. Для Артура Пенна и всего прогрессивного искусства США второй половины 1960-х годов этот фильм – заявление протеста молодого поколения против заскорузлых, отмирающих устоев общества. Вряд ли Бонни и Клайд были теми неисправимыми романтиками, какими показаны в кинокартине Пенна, но именно такие герои были необходимы 1967 (в том же году вышли подобные этапные киноленты Выпускник и В разгаре ночи). Трудно представить себе кого-нибудь другого, чем Уоррен Битти и Фэй Данауэй в главных ролях, так убедительны созданные ими образы. В режиссерской позиции трудно усомниться. Не просто грабители – красивые и благородные люди, но их жертвы и преследователи – злые ограниченные мещане, словно выросшие в том городке из Погони. В наше время эта позиция, безусловно, кажется спорной, но Бонни и Клайд – это манифест своего времени и к нему надо относиться как к историческому документу, выражению мыслей и надежд поколения конца 1960-х. Визуальный ряд фильма заслуживает особого внимания. Оператор Барнет Гаффи («Оскар») снял его в залитых солнцем, немного размытых тонах, словно подчеркивая наивную, детскую мечтательность главных героев. Из исполнителей второго плана выделяется только начинающий карьеру в кино Джин Хэкман (номинация на «Оскар» за роль второго плана). А также принесшая второго «Оскара»картине (за женскую роль второго плана) актриса Эстель Парсонс. Фильм имел огромный успех у зрителей.

    Став одним из ведущих постановщиков Голливуда, Пенн, тем не менее, выбирает скромный проект Ресторанчик Алисы – фильм, как это не удивительно, основанный на сюжете песни (написанной музыкантом Арло Гатри, сыгравшим также главную роль) и рассказывающий об общине хиппи. Фильм принес Пенну номинацию на «Оскар» за режиссуру.

    Репутацию одного из ключевых режиссеров нового поколения Голливуда подтверждает в вестерне Маленький большой человек. В центре эпической киноленты – удивительная жизнь некого Джека Крэбба, белого, воспитанного индейцами. Жизнь столько раз представала перед ним в виде трагифарса, подчас жестокой, а порой и доброй насмешки, что он перестал относиться к ней серьезно, возвысился над ней, стал смотреть на происходящие с ним и вокруг события отстранено. Подобное восприятие жизни, безусловно, восходит к классикам американской литературы Марку Твену и О. Генри.

    Немалую роль в успехе картины сыграл также и выбор актера на роль Крэбба – молодого Дастина Хоффмана, находившегося в расцвете творческих сил. Маленький большой человек нес в себе отчетливый социальный подтекст. Сцена расправы над жителями индейского поселения, например, вызывает прямые аналогии с Вьетнамом.

    В 1975 снял интересный детектив Ночные ходы, выдержанный в рамках «черного фильма» (в главной роли Дж.Хэкман). А в следующем году берется за один из самых многообещающих проектов сезона – вестерн Излучины Миссури, с двумя звездами: Джеком Николсоном и Марлоном Брандо. Фильм стал одним из самых сокрушительных, творческих и коммерческих одновременно, провалов большого Голливуда. То, что еще десять лет назад выглядело бы новаторством, в 1976 превратилось в театр абсурда. Депрессивность и анемичность действия, бессмысленный сценарий, неспособность режиссера в силу этих факторов добиться достойной игры от великих актеров, привело к катастрофе. Вряд ли в этом так стоит винить Пенна. Как и фильмы других голливудских «шестидесятников» (Джон Шлезингер, Джон Франкенхаймер и Фрэнклин Шаффнер), его работы были порождением своего времени, необходимостью обновления искусства и ниспровержения старых порядков. Излучины Миссури – последняя большая постановка Пенна. После Излучин снял жанровые ленты (Мишень и Смерть зимой), оставившие равнодушными и критиков, и зрителей. Но в истории кинематографа он – режиссер, создавший кинокартины, ставшие вехами в искусстве США.

    Фильмография (режиссерская):

    Телепьесы Филко (The Philco Television Playhouse, 1948, ТВ), Телепьесы Гудиера (Goodyear Television Playhouse, 1951, ТВ), Драматурги-56 (Playwrights'56, 1955, ТВ-серии), Театр-90 (Playhouse 90, 1955, ТВ), Пистолет в левой руке (The Left Handed Gun, 1958), Сотворившая чудо (The Miracle Worker, 1962), Поезд (The Train, 1964), Микки-Первый (Mickey One, 1965), Бонни и Клайд (Bonnie & Clyde, 1967), Плоть и кровь (Flesh and Blood, 1968, ТВ), Ресторан Алисы (Alice's Restaurant, 1969), Маленький большой человек (Little Big Man, 1970), Взгляды восьмерых (Visions of Eight, 1973, фрагмент Высший тест/Hightest), Ночные ходы (Night Moves, 1975), Излучины Миссури (The Missouri Breaks, 1976), Четверо друзей (Four Friends, 1981), Мишень (The Target, 1985), Смерть зимой (Death of Winter, 1987), Пенн и Теллер убиты (Penn & Teller Get Killed, 1989), Портрет (The Portrait, 1993, ТВ), Люмьер и компания (Lumiere and Company, 1995), Внутри (Inside, 1996, ТВ), 100 Центральная улица (100 Centre Street, 2001, ТВ).

    Михаил Водопьянов

    Литература

    Lester D. Friedman (Editor), Horton Andrew (Editor). Arthur Penn's Bonnie and Clyde (Cambridge Film Handbooks). Cambridge University Press; 1999