Содержание статьи
    Также по теме

    ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    ПЕТРОВ, НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1890–1964), русский режиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1945), лауреат Государственной премии СССР (1947). Профессор ГИТИСа (1946), доктор искусствоведения. Родился 22 июня (4 июля) 1890 в Екатеринбурге в семье горного инженера. Окончил Вологодское реальное училище, в 1907 начинал актером в Вологодском драматическом театре. В 1908 поступил на курсы драмы А.Адашева, с 1909 – в группе сотрудников МХТ. Учился в режиссерском классе, руководимом Вл.И.Немировичем-Данченко. Как режиссер дебютировал еще на курсах программой кабаре (Сон советника Попова А.К.Толстого, Росмунда Л.Мунштейна, Сродство мировых сил К.Пруткова), поставил несколько номеров для балиевской «Летучей мыши».

    В 1910 был приглашен А.Н.Лаврентьевым в Александринский театр помощником режиссера с ведением педагогической работы в школе сценического искусства при театре, поставил спектакли Тот, кто получает пощечины Л.Андреева (1915), Невеста Г.Чулкова (1916). Одновременно выступал в «Доме интермедии» с песенками и куплетами под псевдонимом Коля Петер. Был одним из инициаторов создания «Бродячей собаки», где только в сезон 1911–1912 поставил 11 программ. В 1916 участвовал в создании и работе «Привала комедиантов».

    В 1918 – режиссер Петрозаводского драматического театра, где кроме 36 постановок в театре осуществил постановки трех программ вечеров ночного кабаре «Таранта». В 1919 работал в Петрограде в Малом драматическом театре, затем в Костроме. В 1920–1921 – режиссер и актер петроградского театра «Вольная комедия» и созданного при этом театре кабаре «Балаганчик». Был постановщиком и исполнителем главной роли в пьесе Н.Евреинова Самое главное.

    С 1921 – режиссер, в 1928–1933 – директор и художественный руководитель Ленинградского академического театра драмы (бывш. Александринский). Поставил спектакли Фауст и Город А.Луначарского, 1920; Ночь М.Мартине, 1922; Идеальный муж О.Уайлда, 1923; Сарданапал Дж.Байрона, 1924; Яд Луначарского (сорежиссер К.Хохлов), 1925; Пугачевщина К.Тренева (сорежиссеры Л.Вивьен, Хохлов), 1926; Конец Криворыльска Б.Ромашова, 1926; Штиль В.Билль-Белоцерковского, 1927; Ревизор Н.Гоголя, 1927; Робеспьер Ф.Раскольникова, 1930; Страх А.Афиногенова, 1931; Горе от ума А.Грибоедова, 1932, и др. Участвовал в постановке массовых представлений в Петрограде «Торжество коммуны» (1919), «Взятие Зимнего дворца» (1920), «10 лет Октября» (1927).

    В 1923–1924 Петров поставил в «Свободном театре» Мендель Маранц Фридмана и обозрение От Парижа до Лиговки В.Шмитгофа (с участием Л.Утесова). Осуществил постановки в быв. Мариинском театре опер Р.Вагнера Тангейзер (1923), Риенци (1923). В 1924–1925 руководил живой газетой «Станок» (11 программ). В 1930 поставил в Ленинградском мюзик-холле спектакль Условно убитый Е.Рысса и В.Воеводина с участием Утесова и К.Шульженко (композитор Д.Шостакович). В 1933 перешел на работу в Харьковский театр русской драмы, поставил там спектакли Ложь Афиногенова (1933), Чужой ребенок В.Шкваркина (1933), Вишневый сад А.Чехова (1934), Далекое Афиногенова (1935) и др. В сезон 1937–1938 осуществил постановки пьес Правда А.Е.Корнейчука в Московском театре Революции, Благочестивая Марта Тирсо де Молина в БДТ, балета Сердце гор А.Баланчивадзе в Театре оперы и балета им. Кирова, пантомимы Тайга в огне Е.Кузнецова и Б.Бродянского (сорежиссеры Д.Альперов и В.Лебедев) в Ленинградском госцирке.

    С 1938 по 1948 Петров – главный режиссер Центрального театра транспорта, поставил спектакли Комедия ошибок У.Шекспира (1939), Машенька и Накануне Афиногенова (оба 1941), Женитьба Бальзаминова А.Островского (1944), Хижина дяди Тома А.Бруштейн по Бичер-Стоу (1948) и др.

    В последующие годы поставил в Московском театре Сатиры спектакли Мешок соблазнов М.Твена, 1948; Пролитая чаша Ван Ши-фу; Потерянное письмо Караджале (оба 1951, совместно с В.Плучеком); Баня В.Маяковского, 1953 (совместно с Плучеком и С.Юткевичем) и др. В 1956–1958 в Московском драматическом театре им. А.Пушкина Петровым осуществлены поставлены Игрок по Ф.Достоевскому, Как важно быть серьезным О.Уайлда, Ураган Цао-Юй. Петров ставил в Берлине (Баня Маяковского, Фольксбюне, 1958), в Софии (Машенька Афиногенова, Памятные встречи А.Утевского, Народный театр; Молодой человек Г.Мдивани и А.Кирова, Молодежный театр, 1945–1946).

    С 1911 вел педагогическую работу в школе при Александринском театре, Ленинградском техникуме искусств, в ГИТИСе.

    Умер Петров в Москве 29 сентября 1964.

    Литература

    Петров Н.В. Встречи с драматургом. М., 1957
    Петров Н.В. 50 и 500. М., 1960
    Петров Н.В. Режиссер в театре. М., 1961
    Петров Н.В. Пути к творчеству. М., 1963
    Тарнавская В. Утверждение советской драматургии на академической сцене. М., 1978
    Иванова В. Н.В.Петров в Акдраме. – В кн.: Проблемы теории и практики русской советской режиссуры. Л., 1978