Содержание статьи
    Также по теме

    ПИЛЯВСКАЯ, СОФИЯ СТАНИСЛАВОВНА

    ПИЛЯВСКАЯ, СОФИЯ (СОФЬЯ) СТАНИСЛАВОВНА (1911–2000), русская актриса, педагог. Народная артистка СССР (1991). Лауреат Государственной премии (1951). Родилась 4 мая 1911 в Красноярске в семье политических ссыльных. Отец, известный советский политический и общественный деятель, был репрессирован в 1937. Училась в школе, быв. гимназии Щепотьевых на Воздвиженке. После окончания школы работала машинисткой. В 1928 поступила в драматический класс З.С.Соколовой в Леонтьевском переулке.

    С 1931 актриса МХАТ. Первая роль – Тоня в спектакле Квадратура круга В.Катаева на малой сцене Художественного театра. Вводилась на роли Марии Меньшиковой (Елизавета Петровна Д.Смолина, 1934), Наташи (Чудесный сплав В.Киршона, 1935), Мариэтт (Воскресение по Л.Толстому, 1936), Ночи (Синяя птица М.Метерлинка, 1937), Мэри (Пиквикский клуб по Ч.Диккенсу, 1937), Софьи (Горе от ума А.Грибоедова, 1940), Миссис Чивли (Идеальный муж О.Уайлда, 1951), Насти (На дне М.Горького, 1953), Леди Снируэлл (Школа злословия Р.Шеридана, 1953), Юлии Филипповны (Дачники Горького, 1954), Войницкой (Дядя Ваня А.Чехова, 1985), Соседки (Колея В.Арро, 1987).

    Пилявская была первой исполнительницей ролей медсестры Оли (Платон Кречет А.Корнейчука, 1935), Маши Маккавеевой (Половчанские сады Л.Леонова, 1939), Маши Забелиной (Кремлевские куранты Н.Погодина, 1942), Александрины Гончаровой (Последние дни М.Булгакова, 1943), Тамары (Офицер флота А.Крона, 1945), Меньшиковой (Алмазы Н.Асанова, 1947), Карамзиной (Лермонтов Б.Лавренева, 1954), Кэрри Эллис (Осенний сад Л.Хеллман, 1956), Натальи Дмитриевны (Все остается людям С.Алешина, 1959), Кристинс (Чрезвычайный посол А. и П.Тур, 1967), Ильзы Браун (Потусторонние встречи Л.Гинзбурга, 1971), Бабки (Валентин и Валентина М.Рощина, 1971). Также сыграла Глумову (На всякого мудреца довольно простоты Островского, 1973), Ксению Замятину (Репетитор Г.Полонского, 1978), Анну Павловну (Живой труп Л.Толстого, 1982), Нету (Московский хор Л.Петрушевской, 1988), Богаевскую (Варвары Горького, 1989), Баронессу Мину (Красивая жизнь Ж.Ануйя, 1991), Софью Дмитриевну (Суперфляй В.Розова по роману Н.Нарокова Мнимые величины, 1991), Хлестову (Горе от ума Грибоедова, 1992), Сумасшедшую барыню (Гроза Островского, 1996), Анфису (Три сестры Чехова, 1997).

    С 1954 преподавала в Школе-студии им. Вл.И.Немировича-Данченко, профессор (1974).

    Снималась в фильмах Заговор обреченных (реж. М.Калатозов, 1950), Все остается людям (реж. Г.Натансон, 1963), Свет далекой звезды (реж. И.Пырьев, 1965), Живой труп (реж. В.Венгеров, 1969); в телефильмах Час жизни (реж. Л.Синельников, 1972), Покровские ворота (постановщик М.Казаков, 1983).

    Умерла Пилявская в Москве 22 января 2000.

    Литература

    Любимов Б. Под крылом Чайки. – Советская культура, 1981, 15 мая
    Пилявская С.С. По долгу памяти. М., 1993
    Турков А. Любящим. – Экран и сцена, 1993, 28 октября – 4 ноября
    Львов-Анохин Б. Децко мое, Матка Боска! – Литературная газета, 1994, 14 мая
    Свободин А. Софья Станиславовна. – Культура, 1996, 18 мая
    Максимова В. На вершине. – Независимая газета, 1996, 22 мая