Содержание статьи
    Также по теме

    ПОГОДИН, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ

    ПОГОДИН, НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ (наст. фам. Стукалов) (1900–1960), советский драмург, журналист, прозаик, сценарист. Автор пьес, сценическая судьба которых неотделима от истории советского театра. В истории он остался, прежде всего, как автор ленинской трилогии и производственных пьес.

    Родился 3 (16) ноября 1900 в станице Гундоровской (ныне Донецкой области). Судьба складывалась под влиянием революционных событий 1917. Пошел добровольцем в Красную армию. С 1920 работал в ростовской газете «Трудовая жизнь» репортером, обнаружив в этом свое призвание. С 1925 – очеркист в Москве. Уже в его очерках просматривались драматургическое построение, конфликтность, яркие живые диалоги, колоритный язык. Новизна формы его пьес шла от новизны содержания жизни, новизны современных театральных форм и исканий. Он использовал сценарные приемы кинематографа, более современные и динамичные, более соответствующие времени. Поэтому его первая пьеса Темп, написанная в 1929, залежалась в академическом МХАТе и была принята к постановке молодым режиссером А.Поповым в театр им. Вахтангова. Пьеса была признана новаторской. Своим Темпом автор открыл в драматургии новую производственную тему, которой была суждена долгая жизнь на театральной сцене и в кино.

    Вторая пьеса Поэма о топоре являлась продолжением первой. Поставленная А.Д.Поповым в 1931 на сцене Театра Революции с участием М.Бабановой (Анка), Д.Орлова (Степан), Поэма имела большой успех. Завершающая часть производственной поэтической трилогии – пьеса Мой друг (1932). Двигаясь от общего к частному, от коллектива к личности, автор впервые раскрыл образ советского руководителя. Благодатный по меркам своего времени драматургический материал стал почвой для рождения яркого сценического образа, созданного М.Астанговым в Театре Революции.

    Прочно в историю советского театра вошел спектакль Аристократы, написанный в 1934 и поставленный в Реалистическом театре Н.Охлопковым средствами условного театра, как спектакль карнавальной праздничности.

    Вкладом в решение ленинской темы на советском экране и сцене стала созданная им трилогия о Ленине: Человек с ружьем (1937), Кремлевские куранты(1939), Третья, патетическая (1956). Задачей автора было максимальное человеческое освещение образа вождя, создание обаятельного, сердечного героя, принимающего близко к сердцу все беды простого человека. Таким идеализированным, приукрашенным, очищенным от истинных противоречий и сложностей, должен был предстать вождь перед современным зрителем. Роль Ленина и на сцене театра имени Вахтангова, и в кино, с успехом сыграл Б.В.Щукин. Создатели спектакля по своему искренне выполняли четкий социальный заказ. Создал своего рода эталон решения ленинской темы, надолго закрепив его в искусстве. В пьесе Кремлевские куранты старался последовательно раскрыть найденную им метафору молчащих, а затем оживших кремлевских курантов, символизирующих неизбежную победу ленинского дела. Вне контекста советского времени очевидна иллюстративность приемов пьесы, ее метафор и образов.

    Автор сценария к фильму Кубанские казаки (1950; Государственная премия СССР, 1951).

    Главный редактор журнала «Театр» (1951-1960). Автор книг Театр и жизнь; Искать, мыслить, открывать.

    Екатерина Юдина