Содержание статьи

ПОЛАНСКИЙ, РОМАН

ПОЛАНСКИ, РОМАН (Polansky, Roman), (р. 1933), кинорежиссер польского происхождения.

Родился 18 августа 1933 в Париже. В 1937 родители переехали в Польшу и после начала Второй мировой войны оказались в концентрационных лагерях (где его мать погибла). Мальчику, которого на протяжении нескольких лет укрывали разные семьи в польской глубинке, удалось спастись. В 1955 снялся в фильме Анджея Вайды Поколение, а затем поступил в киношколу (Лодзь).

Мировую известность приносит его полнометражный кинодебют Нож в воде (1962). Ограничив место действия фильма пространством яхты, на которой находятся трое людей, режиссер создает чрезвычайно напряженную драму о противостоянии характеров. Нож в воде получает приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции и даже выдвигается на «Оскар» в номинации «лучший иностранный фильм», хотя фильм поставлен никому не известным режиссером.

Благодаря Ножу в воде получает приглашение поработать в Европе. В 1965 выходит Отвращение, мрачная история о привлекательной девушке (Катрин Денев), которая поселяется одна в квартире и, попадая под власть своих сексуальных комплексов, сходит с ума. Снова используя ограниченное пространство (тема квартиры, кстати, появится в его творчестве еще не раз), Полански нагнетает напряжение на уровне лучших фильмов Альфреда Хичкока и мастерски обыгрывает невинную, ангельскую внешность Денев, безупречно работающую как контрапункт к происходящим на экране кошмарам. Отвращение получает Серебряного Медведя и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Берлине. В следующем году Полански получает в Берлине уже главный приз – «Золотого Медведя» – за трагикомедию Тупик.

Его чувство черного юмора проявляется в фильме Бал вампиров, или Извините, но у меня в шее ваши зубы (1967), великолепной пародии как на конкретные британские фильмы ужасов, популярные в 1960-е, так и на весь жанр в целом. Стилистически фильм получился очень сильным, Полански создал целый мир, не похожий на реальность, и самодостаточный в своей жутковатой красоте, похожий скорее не на готические ужасы Европы, а на фантазии Гоголя из Вечеров на хуторе близ Диканьки. Сам режиссер также хорошо сыграл слугу, одержимого поиском вампиров профессора.

После успеха Бала вампиров (в котором сыграла его будущая супруга Шарон Тейт) берется за экранизацию бестселлера Айры Левина Ребенок Розмари, о девушке, которую зловещая секта использует для зачатия ребенка от Сатаны. В результате получился не только один из лучших фильмов ужасов всех времен, но и своеобразный этап в истории кино. Психопатологические мотивы Отвращения и дьявольские – Бала вампиров – доведены в этой картине до совершенства. Безупречный актерский состав (любопытно, что роль мужа Розмари играет Джон Кассаветис – режиссер, в те годы лидер авторского, независимого кинематографа США) во главе с актрисой Миа Фэрроу, яркая незабываемая мелодия композитора Кристофера Комеды, работа оператора Уильяма Фрейкера и художника Ричарда Силберта – все это выше всяких похвал. Уникальность режиссуры Поланского в том, что он не расставляет точки, не переходит грань между реальностью и вымыслом. Действительно ли Розмари беременна от дьявола или происходящее – лишь порождение ее воспаленного сознания? Решать об этом зрителям.

После Ребенка Розмари Полански входит в число если и не ведущих постановщиков Голливуда, то во всяком случае, самых перспективных, становится чрезвычайно модной фигурой, прославившейся благодаря фильму о дьявольской секте. Вымысел оборачивается кошмаром, а судьба поворачивается к этому талантливому человеку своей немыслимой по степени ужаса стороной.

9 августа 1969 беременная жена Поланского Шарон Тейт убита в своем доме в Голливуде группой молодых людей, возглавляемых неким Чарли Мэнсоном, проповедовавшим странное мистическое учение, замешанное на дьявольщине и садизме. По случайности самого Поланского дома не было. После убийства Тейт он возвращается в Европу. В 1971 снимает Макбет, делая упор на брутальную, натуралистическую, болезненную сторону произведения Шекспира. Национальный совет кинокритиков США называет Макбет лучшим фильмом года.

Свой, вероятно, лучший фильм Полански снимает в 1974, вернувшись в Штаты. Китайский квартал – переосмысление жанра «черного фильма», детективов, популярных в Голливуде в 1940–1950-е гг. Действие происходит в Лос-Анджелесе 1930-х, насквозь пропитанном коррупцией. Главный герой в феноменальном исполнении Джека Николсона – прямой потомок сыщиков, сыгранных Хамфри Богартом в Мальтийском соколе (1941) и Большом сне (1946), прячущий под внешним цинизмом и безразличием ужас и растерянность перед окутывающей окружающий мир завесой зла. Собственно, личность, безуспешно пытающаяся вырваться из все более опутывающих ее сил зла и есть ключевая тема всего творчества Поланского. Тема, конечно, не оптимистичная, но, безусловно, честная. Особенно если учесть судьбу режиссера. Китайский квартал, ставший квинтэссенцией этой темы, получил премии «Золотой глобус» как лучший фильм-драма и за лучшую режиссуру, а также принес сценаристу Роберту Тауну «Оскар» за его великолепную работу.