Содержание статьи
    Также по теме

    ПОРАЙ-КОШИЦ, АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

    ПОРАЙ-КОШИЦ, АЛЕКСЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (р. 1941), русский театральный художник. Родился в Ленинграде 24 февраля 1941, отец – доктор физико-математических наук, мать – художница. В 1958 поступил в Ленинградский университет. В 1963 начал работать обивщиком-декоратором в ленинградском Театре юного зрителя, одновременно учась на вечернем отделении постановочного факультета Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) по классу Н.П.Акимова, который окончил в 1968 с дипломом технолога сцены, уже будучи заведующим постановочной частью ТЮЗа. Участвовал в постановках спектаклей: После казни прошу… (1967, в соавторстве с З.Корогодским), Наш цирк (1968, в соавторстве с З.Корогодским, В.Фильштинским), Хозяин по М.Горькому (1968, в соавторстве с З.Корогодским), Наш Чуковский (1969, в соавторстве с З.Корогодским, В.Фильштинским), Открытый урок (1970, в соавторстве с З.Корогодским), Наш, только наш… (1972, в соавторстве с З.Корогодским, В.Фильштинским) и др.

    В 1971 был приглашен главным художником в Ленинградский театр драмы и комедии, где проработал два года. Был сценографом постановок Е.Падве: Веселый тракт (1971), Свидание в предместье (1972). В 1973 вернулся в ТЮЗ на должность заведующего художественно-постановочной частью театра. В качестве художника за эти годы работал с режиссерами: З.Корогодским, Е.Падве, Я.Хармармером, В.Сударушкиным. Как технолог Порай-Кошиц сотрудничал с Д.Боровским, Э.Кочергиным, В.Доррером, М.Азизян, И.Ивановым. В 1976 перешел в Московский театр на Таганке заведующим постановочной частью, в 1982 работал в той же должности в Ленинградском Малом театре оперы и балета. С 1984 работает в Ленинградском Малом драматическом театре сначала заведующим постановочной частью, а затем заместителем директора и художником-постановщиком. Театральными событиями стали спектакли Прелести измены В.Красногорова (1985) и Федор Абрамов на нашей сцене Н.Колотовой (1986). Оформление Порай-Кошица сочетало лаконизм средств и пластическую выразительность. В спектаклях Звезды на утреннем небе А.Галина (1988), Gaudeamus (1990), Клаустрофобия (1994) проявляется его склонность к архитектурному решению пространства. В Пьесе без названия А.Чехова (1997) Порай-Кошиц вместе с режиссером Л.Додиным выстроили мир, точно увиденный из марсианского «далека», где люди растворены в окружающем пространстве, уравнены с ним. Сцену занял бассейн, на скрипучих мостках расположились актеры. Ключевые сцены играются в воде. Несомненность песка, воды, дождя, нагого тела создает ощущение естественного прекрасного природного мира, резко контрастирующего с неестественной, некрасивой бессмысленной человеческой жизнью. В Чевенгуре (1999), последней по времени работе художника, пластиковый помост, на котором разыгрывается действие, сначала засыпается настоящей землей, заставляется тяжелыми камнями, а в конце, поднимаясь вертикально вверх, очищается от земной грязи и полупрозрачной стеной отделяет нас от призрачного места стройки земного рая. Порай-Кошиц оставит от открытого бассейна Пьесы без названия только полоску воды, создав зримую метафору обреченной страны, острова, края земли, к которому вплотную подошли, который подмывают и уносят воды Леты.

    Литература