Содержание статьи
    Также по теме

    ПРОКЛОВА, ЕЛЕНА ИГОРЕВНА

    ПРОКЛОВА, ЕЛЕНА ИГОРЕВНА (р. 1953), русская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1984). Родилась 2 сентября 1953 в Москве в семье преподавателя Военно-политической академии имени Ленина.

    Чрезвычайно благоприятной была атмосфера, в которой росла Проклова: среди друзей ее родителей было много деятелей культуры, актеров. Актерами были ее прабабушка и дед, оказавшие на девочку сильное влияние. Родительская дача располагалась под Новым Иерусалимом, в дачном поселке ученых, художников и артистов. Близкие не прочили девочке артистического будущего, перед ней открывалось иное поприще – Проклова с четырех лет занималась спортивной гимнастикой и уже в одиннадцать лет стала мастером спорта.

    Когда подыскивали исполнительницу для главной роли в картине Звонят, откройте дверь (1965, реж. А.Митта), дед ее был вторым режиссером фильма, в его обязанности входил подбор актеров, и друг семьи, тоже кинематографист, предложил деду показать свою внучку, а после его категорического отказа сам привел девочку к режиссеру. Однако главную героиню фильма Митта и сценарист фильма А.М.Володин видели по-разному. Митта хотел снять фильм о времени – о пробуждении надежд, очищении чувств и помыслов, когда идеалы революционных и послереволюционных лет предстали во всей своей чистоте: на дворе были шестидесятые годы. Между тем Володин писал историю о первой любви, о разочарованиях и рождении женственности.

    Проклова связала обе сюжетных линии. Ее героиня, влюбленная в старшего пионервожатого Петю, чтобы как-то выделиться, быть замеченной, занимается поиском первых пионеров и постепенно понимает, что объект ее любви вряд ли достоин столь высоких чувств. Встречаясь с разными людьми, в том числе с таким необыкновенным человеком, как отчим влюбленного в нее мальчика трубач оркестра Колпаков, она начинает и переживать за других, т.е. живет уже не своими прекрасными, но эгоистичными чувствами, а принимает в себя весь мир. Следующее предложение было в картину Снежная королева (1966, реж. Г.Казанский), где Проклова сыграла Герду. Малоудачный, лишенный четкого ритма и «костюмный», что противопоказано для сказки, фильм тем не менее утвердил ее в амплуа кинематографической актрисы (этому способствовал и приз МГК ВЛКСМ «Алая гвоздика», присужденный в 1967 за участие в фильмах Звонят, откройте дверь и Снежная королева). Затем последовало несколько неудач – слабыми оказались и главная роль в картине Переходный возраст (1968, реж. Р.Викторов), и эпизод в картине Встречи (1968), снимавшейся кинематографистами из ГДР. Интересна роль девочки-подростка Крыси, ученицы актера Искремаса и одновременно заботливой хозяйки его дома, в картине Митты Гори, гори, моя звезда (1969).

    Желая приобрести необходимые профессиональные навыки, Проклова поступила в Школу-студию МХАТ, которую окончила в 1973, с этого же года она была принята в мхатовскую труппу. На театральной сцене актриса играла много, притом значительная часть ролей была на вводах и во втором составе. Среди сыгранных ею героинь – Маша в спектакле Кремлевские куранты по пьесе Н.Погодина, Валентина в спектакле Валентин и Валентина по пьесе М.Рощина, Митиль в спектакле Синяя птица по пьесе М.Метерлинка, Эльвира в спектакле Тартюф по пьесе Мольера, Варя в спектакле Вишневый сад и Нина Заречная в спектакле Чайка по пьесам А.П.Чехова.

    Внешне удачно складывалась и ее кинематографическая судьба. Проклова сыграла Таню Фешеву, главную героиню фильма Единственная... (1975, реж. И.Хейфиц; приз в номинации «Призы за актерскую работу» на IX ВКФ во Фрунзе, 1976; премия за лучшее исполнение женской роли на XV МКФ в Панаме, 1977), учительницу Марину Максимовну в картине Ключ без права передачи (1976, реж. Д.Асанова). Впрочем, режиссеров привлекали не только или не столько актерские способности или темперамент, сколько внешние данные актрисы. И Настенька в сказке Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1976, реж. Н.Кошеверова), и Маша Миронова в телевизионном фильме-спектакле Капитанская дочка (1977) по пушкинской прозе – разные воплощения некоего гипотетического идеала русской женщины. В несколько сниженном, травестированном виде это обыграно в картине Мимино (1977, реж. Г.Данелия). Героиня Прокловой, стюардесса международных линий, воплощенная в жизнь затаенная мечта мужчины-южанина (В.Кикабидзе) – русая, русская, стройная, в замечательно пригнанной форме.

    Абсолютная привлекательность в сочетании с великолепной анкетой способствовали тому, что и общественная жизнь актрисы складывалась превосходно. Она стала лауреатом премии Ленинского комсомола (1977), делегатом очередного съезда ВЛКСМ, на самом съезде ее избрали членом ЦК ВЛКСМ. Актриса всегда много ездила за границу, представляя там советское киноискусство. Тем не менее по-настоящему достойной кинематографической работой стала роль Клавы в картине А.Смирнова Верой и правдой (1979). Роль Наташи в ленте А.Суриковой Будьте моим мужем... (1981) показала, что актрисе лучше не браться за комедийный материал.

    Последнее время работавшая в театре по договорам, актриса вдруг резко изменила образ жизни, оставила сцену, некоторое время не снималась. Училась в Московском архитектурном институте, изучая ландшафтный дизайн. К 1999 относится ее возвращение в кинематограф и на сцену. Актриса снялась в телевизионном сериале Досье детектива Дубровского (1999) и начала репетировать новую роль в Театре-студии О.Табакова.

    Евгений Перемышлев

     actors.khv.ru     ЕЛЕНА ПРОКЛОВА

    Литература

    Проклова Е. В роли самой себя. М., 1999