Содержание статьи
    Также по теме

    ПРУТ, ИОСИФ ЛЕОНИДОВИЧ

    ПРУТ, ИОСИФ ЛЕОНИДОВИЧ (1900–1996), русский драматург, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Родился 18 ноября 1900 в Таганроге. В раннем возрасте, заболев туберкулезом, лечился в Швейцарии.. Окончив в 1918 Эколь Нувэль в Шаи под Лозанной, поступил в Политехнический институт в Париже, но вскоре ушел добровольцем на фронт и служил в Русском экспедиционном корпусе, был награжден Преображенским крестом.

    Вернувшись в 1919 на родину, участвовал в боях в составе Первой Конной армии Буденного. С 1922 жил в Москве, сотрудничал в «Крестьянской газете», газетах «Кооперативный путь» и «Вечерняя Москва», работал в пресс-бюро Центросоюза. Во время Великой Отечественной войны служил на передвижном танкоремонтном заводе, был начальником клуба 222-й Смоленской Краснознаменной стрелковой дивизии, при этом регулярно ходил с разведчиками в тыл врага. Награжден медалью «За боевые заслуги».

    Смелость, общительность, неплохое образование, необычный жизненный опыт и редкое везение помогли не блиставшему особыми талантами человеку, бравшемуся если и не за самые животрепещущие, то без сомнения конъюнктурные темы, оставаться на плаву в самые трудные времена.

    Подавляющее большинство пьес Прута так или иначе повествует об армии социалистического государства – по обстоятельствам, Красной либо Советской. Пьеса Князь Мстислав Удалой (пост. в 1932) рассказывает о героической гибели команды бронепоезда, окруженной бандами Мамонтова, пьесы Я вас люблю (1935), Восточный батальон (1935, совм. с бр. Тур), Год девятнадцатый (Член Реввоенсовета, 1936), историческая хроника Дорога на Юг (пост. в 1938) – также о событиях революционного прошлого; о тематике Артиллеристов (пост. в 1939) и Западной границы (1949, совм. с Н.Шпановым) нетрудно догадаться по названиям. Многие пьесы были поставлены в театре Красной Армии, с которым долгие годы был связан Прут. В соавторстве с В.Кожевниковым написал пьесу Судьба Реджинальда Дэвиса (1947), разрабатывающую, по тогдашней формулировке, «тему мира», сделал инсценировки романа А.Фадеева Разгром (1955) и романа Г.Мопассана Милый друг (Господин Дюруа, 1950).

    Начало кинематографической деятельности Прута относится еще ко времени армейской службы, в 1924–1928 он работал на киностудии «Межрабпом-Русь», в 1928–1932 на Ленинградской кинофабрике. Среди фильмов, сделанных по его сценариям, заметное место занимают ленты патриотической тематики. Среди не всегда ловких поделок, вроде картины «Богатырь» идет в Марто (1954, реж. С.Навроцкий, Е.Брюнчугин), выделяется такой несомненный шедевр, как лента Тринадцать (1937) режиссера и соавтора сценария М.Ромма. Сходную задачу – создать советский вариант фильмов с Диной Дурбин и Марикой Рёкк – решали авторы, делая картину Моя любовь (1940, реж. В.Корш-Саблин), триумфально прошедшую по экранам страны и открывшую актрису Л.Смирнову.

    Искусство для Прута, собеседника-острослова и приятеля едва ли не всех знаменитых писателей и актеров довоенного и послевоенного периода, было не самоцелью, а способом существования. Его устные рассказы и байки, которыми он и прославился в среде ценителей этого непростого искусства, отчасти запечатлены в книге мемуаров, вышедшей через несколько лет после смерти автора.

    Умер Прут в Бресте 16 июля 1996.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Обручева О. Мы – за мир! – Комсомольская правда, 1951, 22 апреля
    Прут И. Пьесы. М., 1963
    Ханютин Ю. Когда пушки стреляют... – Искусство кино, 1965, № 5
    Прут И. (Размышления о немом кино). – Искусство кино, 1996, № 4
    Прут И. Неподдающийся. М., 2000